Картина дня: «Трамвай-Желание» Любови Александровой

  Дарья Костина
"Трамвай-Желание".

Диптих "Трамвай-Желание". Любовь Александрова/предоставлено Галереей Синара Арт

В непростое время самоизоляции, как известно, все культурные учреждения закрыты для посещений. И если мы не идём на встречу с искусством, то значит, оно придёт к нам. Вместе с Галереей Синара Арт «Областная газета» запустила рубрику «Картина дня». Каждую неделю мы знакомим читателей с произведениями уральских художников из постоянной экспозиции галереи «Искусство Урала: от материала к материи».

Во втором выпуске мы расскажем о Любови Александровой, которая входит в редкое число уральских художников, работающих в манере гиперреализма или фотореализма.

Любовь Александрова родилась в Магнитогорске в 1958 году. Образование получила в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра по специальности «художник-оформитель», а с 1990 года в течение десяти лет уже сама преподавала там рисунок и живопись. С 1995 года Любовь Борисовна – член Союза художников России. В 1998 году она стала стипендиатом министерства культуры правительства Свердловской области. С начала 2000-х Любовь Александрова живёт и работает в Югре.

Любимые жанры этого автора – натюрморт и портрет. И что касается второго, то художнику удаётся запечатлеть будто бы застывшие моменты, в которых ярко проявляются чувства, настроение человека. Как раз диптих «Трамвай-Желание» (2007) из серии «Двое» – прекрасный тому пример.

Название картины отсылает к знаменитой одноимённой пьесе Теннесси Уильямса, однако сюжет напрямую с ней не связан.

Как рассказывала сама Любовь Александрова, сюжетом послужила реальная история. Мужчина и женщина, изображённые на холсте, её знакомые – студенты, встретившиеся на лекции. Между ними сначала появилась симпатия, а затем и любовь. Но мы становимся, скорее, свидетелями небольшой ссоры влюблённых, какого-то недопонимания, может быть, обиды… А удаляющийся под проливным дождём автобус на второй картине только подчёркивает это настроение, заставляя немного загрустить и нас, зрителей.

Диптих "Трамвай-Желание". Фото: Любовь Александрова/предоставлено Галереей Синара Арт

При этом изображённая сцена кажется очень знакомой, ведь каждый из нас хотя бы однажды украдкой разглядывал пассажиров трамвая, пытаясь разгадать их историю, прочитать мысли… Характерная для Александровой стилистика гиперреализма, родившегося как отдельное направление в искусстве США в конце 1960-х годов, ещё больше усиливает ощущение дежавю. С фотографической реалистичностью художница изображает и героев, и капли на стекле и расплывающийся из-за дождя вид из трамвайного окна, превращая и самих зрителей в пассажиров этого вагона.

Областная газета Свердловской области