Вечный крест художника Алексея Константинова

"Алексей Константинов. Постоянство поиска"

Коллаж: Геннадий Богатырёв, обложка и фото из альбома "Алексей Константинов. Постоянство поиска"

В номере от 23 апреля в «Областной газете» был опубликован материал о лауреатах премии губернатора в сфере литературы и искусства. Напоминаем, что в числе победителей в этом году назван авторский коллектив, создавший научно-исследовательский альбом «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998» из серии «Художники Нижнего Тагила». А теперь, когда появилась электронная версия издания, у нас есть ещё один повод подробнее познакомить с этой работой читателей и, конечно, рассказать о самом художнике.

Алексея Константинова по праву называют одним из самых ярких художников своего города и области. Он известен в первую очередь как монументалист – панно, барельефы, скульптурные группы авторства Константинова можно по сей день увидеть в Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, Кировграде, других городах Свердловской области и за её пределами. Кроме того, Алексей Семёнович немало обращался к живописи и графике.

Родился Алексей Константинов в Алтайском селе Курья, прошёл Великую Отечественную войну, окончил сначала Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, а затем и Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. В Нижний Тагил он переехал в 1964 году, где до конца жизни работал в мастерских Художественного фонда.

В это непросто поверить, но настоящее признание творчества этого художника произошло только спустя два года после его смерти (Константинов ушёл в 1998-м). Виной тому борьба с альтернативными течениями в советском искусстве в 60–80-х годах, в этой атмосфере Алексею Константинову просто-напросто запрещали выставляться. При том, что он является одним из самых любопытных представителей второй, послевоенной волны русского авангарда. И если сегодня о московских и ленинградских художниках, принадлежащих к этой самой второй волне, известно многое, то о региональных мастерах мы начали узнавать относительно недавно, и впереди ещё долгий путь по признанию и описанию целого пласта отечественной культуры.

Интерес к авангардной традиции у Константинова формировался как раз во время учёбы в училище, ведь в запасниках Свердловской картинной галереи хранились произведения Малевича, Кандинского, Кончаловского. Закрепилась предрасположенность к этому направлению под влиянием уже столичной среды.

– С периодом «золотой осени» индустриализма, его опавших листьев, как раз и связано творчество Алексея Константинова. В других исторических условиях и по другому поводу он продолжил традицию русского исторического авангарда, талантливо и искренне сумев выразить то, чтобы было недоступно многим. Мы видим, как на грани утопии и антиутопии в его произведениях возникает настоящее, это вечный крест его творчества, – характеризует произведения художника один из создателей альбома, меценат Сергей Лазарев.

Сохранением наследия Алексея Константинова после его ухода занялись сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Они буквально спасли живописные полотна художника из затопленной мастерской, а затем с разрешения вдовы Константинова – Лидии Павловны – забрали на временное хранение и реставрацию. И в 1999 году в Нижнем Тагиле состоялась первая персональная выставка работ Алексея Семёновича, ещё через год уже дополненная экспозиция открылась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Теперь путь к зрителю его произведения находят ещё и благодаря альбому-монографии, созданному сотрудниками Нижнетагильского музея ИЗО и их коллегами из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга.

– В этом издании, успешно объединившем несколько исследовательских жанров (монография, каталог-резоне, альбом), предпринята попытка проанализировать феномен творческой личности уральского художника Алексея Константинова в контексте развития советского искусства второй половины ХХ века. Задумана очень интересная концепция книги, раскрывающей через драматичную судьбу незаурядного художника судьбу искусства целого региона и в итоге – всей страны, – поделилась мнением об альбоме декан факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Светлана Грачёва.

С книгой можно познакомиться в Центральной городской библиотеке Нижнего Тагила и в библиотеке Нижнетагильского музея ИЗО, Свердловской областной библиотеке им. Белинского и в других. А для удобства читателей, которые пока ограничены в посещении культурных учреждений, публикуем ссылку на электронный вариант альбома-монографии. 

Думаем, каждый тагильчанин узнает панно, закрывающее фасад дома № 40 на пр. Ленина. Тех, кто не так хорошо знаком с городом, сориентируем – этот дом с одной из работ Алексея Константинова находится напротив главной площади Нижнего Тагила. Панно «Труд» площадью 207 м2 создавалось с 1971 по 1974 год. Первоначально оно предназначалось для Нижнетагильского горно-металлургического техникума Иллюстрация: Эскиз панно «Труд», 1971-1974. Худ. Алексей Константинов / Фото фасада - Алексей Кунилов
"Бухенвальдский набат", 1970. Фото: Худ. Алексей Константинов

«Война», 1966. Фото: Худ. Алексей Константинов

Искусство сближает регионы

В родном селе Курья Алтайского края Алексея Константинова тоже помнят, чтут его творчество. Большую работу по увековечению памяти выдающегося земляка проводят семья Заречневых и другие жители села при поддержке районных и краевых властей. Так, в прошлом году в день рождения мастера – 12 ноября – там прошло торжественное открытие памятной доски и беседки в честь Алексея Семёновича.

Беседка памяти художника Алексея Константинова в селе Курья Алтайского края. Фото: Из архива С.Лазарева

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №90 от 23.05.2020
Областная газета Свердловской области