Картина дня: «У ворот исторического сквера» Виталия Воловича

  Лев Шушаричев, координатор выставочных проектов Галереи Синара Арт
Виталий Волович/Галерея Синара Арт

Виталий Волович/Галерея Синара Арт

Режим повышенной готовности из-за пандемии в нашем регионе продолжается, поэтому все культурные учреждения области закрыты для посещений. Но если мы не идём на встречу с искусством, то, значит, оно придёт к нам. Вместе с Галереей Синара Арт «Областная газета» продолжает рубрику «Картина дня». Каждую неделю мы знакомим читателей с произведениями уральских художников из постоянной экспозиции галереи «Искусство Урала: от материала к материи». В четвёртом выпуске рассказываем о картине легендарного Виталия Воловича.

Виталий Волович (1928–2018) – один из самых известных художников Екатеринбурга. Он учился в Свердловском художественном училище на живописном отделении. За серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея» (2005) Виталий Михайлович был награждён золотой медалью Российской академии художеств, в 2006 году был удостоен звания «Народный художник России», а в 2018-м стал Почётным гражданином Свердловской области. Произведения Воловича хранятся в Третьяковской галерее и в Государственном музее ИЗО им. А.С. Пушкина, в Русском музее, в галереях Екатеринбурга.

Мы знаем этого автора в первую очередь по знаменитым сериям иллюстраций к классическим произведениям мировой литературы – «Роман о Тристане и Изольде», пьесам Шекспира, Гёте, Брехта. Однако мастер много рисовал и с натуры, в поздний период творчества отдавая предпочтение акварели, гуаши и темпере. С помощью именно этих красок Волович создаёт в начале 2000-х серию видов Екатеринбурга. Ведь хоть он и родился на Дальнем Востоке, столица Урала была городом его детства.

«Я очень люблю Екатеринбург – здесь произошло всё то, что должно случиться в жизни человека. Из полутора миллионов жителей – 300 тысяч человек я знаю, из них 100 тысяч – мои друзья», – рассказывал «ОГ» в одном из последних интервью Виталий Михайлович.

В серии про город художник внёс остроту и напряжённость в восприятие Екатеринбурга: серия пейзажей – это драматическая повесть о жизни старого города, уходящего в прошлое, но продолжающего отстаивать свою самобытность.

В работе «У ворот исторического сквера» (2001) автор показывает, как в историческую ткань города вплетается современность в виде рекламных растяжек, вывесок и автомобилей. Исторический сквер – сердце Екатеринбурга, место, где раньше располагалась железоделательная фабрика, с которой город начал свою жизнь. В этом месте дыхание истории и одновременно неумолимое течение времени особенно заметны. И белые ворота, которые больше не преграждают путь, а стоят просто как исторический артефакт, заставляют нас вспомнить о славном прошлом города и поразмышлять о его будущем.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №92 от 27.05.2020
Областная газета Свердловской области