Александр Петров. Путь мастера

Александр Петров

Известный художник-аниматор раскрывает на новой выставке неизвестные грани своего творчества. Фото: Татьяна Кучарина

Художника-аниматора Александра Петрова в последнее время чаще вспоминают во время очередной оскаровской гонки: он до сих пор остаётся последним российским режиссёром, получавшим золотую статуэтку. Сам же Петров относится к этому весьма равнодушно – «Оскар» лишь награда, полученная уже 20 лет назад. Он всё время занят работой, своим творчеством. В Ярославском художественном музее открылась большая выставка Александра Петрова, которая показывает его творческий путь, начинавшийся когда-то на Свердловской киностудии. Эта выставка – одно из самых интересных событий года в отечественном художественном мире. На ней едва ли не впервые масштабно представлены работы Петрова, в которых он раскрывается ещё и как живописец, и как иллюстратор.

Александр Петров, несмотря на свои ярославские корни и давнюю там прописку, неразрывно связан с Уралом. Неизвестно, как сложилась бы его творческая карьера, если бы в 1982 году он не попал на Свердловскую киностудию. После распределения ВГИКа Петров оказался в цехе анимации вместе с Владимиром Петкевичем, Алексеем Караевым и Оксаной Черкасовой.

Многие, возможно, возразят: ну была бы не Свердловская киностудия, так другая – важен сам художник, а не место. Но вот только сам Александр Константинович говорит, что благодарен судьбе, что она забросила его на уральский хребет. Вместо отведённых трёх лет, он проработал на студии почти десять, здесь же рождались его первые анимационные работы, где он сначала выступал как художник.

К слову, эскизы к этим фильмам 1980-х годов, созданным в Свердловске, есть на выставке в Ярославле. Это «Сказочка о козявочке» и «По щучьему велению». Широкая публика их ещё не видела.

И важно ещё и другое. Именно на Свердловской киностудии родилась та самая техника «ожившей живописи», в которой Петров творит до сих пор, и которая отличает его во всём анимационном мире. Во время работы над картиной «Добро пожаловать» художник искал нужный метод, пока буквально не решил порисовать пальцами.

– Просто взял масляные краски и сделал несколько набросков прямо перед камерой, – рассказывал нам в интервью художник. – Изображение оказалось очень пластичным, и всё сложилось – это стало настоящим открытием. Не было никакого «прозрения» или «удара молнии» – всё произошло эволюционным путём. С тех пор я так работаю. Мне это удобно.

Столь долгое вступление подводит нас к мультфильму «Корова» по произведению Андрея Платонова (1989 год). Это была дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Петров тогда выступил уже режиссёром. Создавалась она в Свердловске «неофициально»: из-за учёбы в Москве ему не выделили полноценного рабочего времени на студии. Пришлось работать вечерами, коллеги по цеху уступали время в мультцехе, приносили обрезки плёнки.

Знаменитая «Корова», созданная ещё на Свердловской киностудии. Правда, почти спустя 30 лет материалы пришлось рисовать заново. Фото: Предоставлено Ярославским художественным музеем*

Именно «Корова» стала для Петрова переломной работой: отличные отзывы, награды и даже номинация на «Оскар». И именно с «Коровы» началась работа над выставкой в Ярославском художественном музее.

– Петрова все знают как художника-аниматора. На предмет выставочной деятельности мы начали контактировать с ним ещё в 2007 году. И это уже третья выставка, которую мы делаем месте с ним, – рассказала «Облгазете» куратор выставки Нина Голенкевич. – Но Александр Петров, если уж на то пошло, всегда занят современным процессом. Для него важен сегодняшний день. Мы делали выставку, например, по только что законченной работе «Моя любовь». Вторая выставка тоже была связана с работой – «Ещё раз». И эта экспозиция тоже рождалась с работы, выполненной в 2019 году. История такова: «Корова» была создана в 1989 году. Спустя почти 30 лет одно петербургское издательство решило проиллюстрировать издание Платонова работами Петрова. Он согласился, но оказалось, что существующие кадры непригодны для иллюстрирования печатного издания. Тогда он сам решил, что сделает авторские повторения этих же кадров. Дело в том, что в 80-е годы в Свердловске художник, создавая композиции на стекле, в итоге их стирал, чтобы создавать новые. Материальное положение тогда было другое. Поэтому живописных композиций не сохранилось. Когда Александр Петров их оформил, то мы думали, что они и составят основу выставки. Но экспозиция получалась совсем небольшой. И было решено её расширить.

В итоге выставка выросла до почти 130 работ, охватывающих совершенно разные периоды творчества. Да и не только сами периоды, но ещё и, если можно так сказать, совершенно разного Петрова. Не зря в самом начале мы сказали, что о Петрове в последнее время больше говорят как об оскароносном художнике-аниматоре. В музее же решили представить его путь.

На выставке есть картины из путешествий Александра Петрова Фото: Татьяна Кучарина

– Музей как раз актуализирует проблему ретроспекции, – добавляет Нина Голенкевич. – Мы берём не только сегодняшний день, нам интересно заглянуть в прошлое, какой он прошёл путь. Была проделана достаточно трудоёмкая работа, и проделана она не напрасно. Петров с первых шагов работал, можно сказать, многовекторно. Он же сначала заканчивал художественное училище и формировался как художник. И лишь потом он пошёл во ВГИК и на Высшие режиссёрские курсы. И параллельно сотрудничал с разными издательствами как иллюстратор.

Открывать для себя с новой стороны уже, казалось бы, знакомого художника – что может быть увлекательнее? Петров на новой выставке представлен действительно как Художник. Здесь и его живописные работы родного села Пречистое, эскизы и наброски к известным мультфильмам (есть, конечно, «Старик и море», удостоенный «Оскара»), книжные иллюстрации к «Старику Хоттабычу» (у Петрова они словно ожившие, вовсе не статичные). Целый зал посвящён работам, созданным в повседневной жизни. Это зарисовки просто на катке, во время занятий конным спортом своих внучек, портреты друзей и путешествия. Взяты два цикла – Италия и Африка.

Две картины (иначе работы Петрова никак язык не поворачивается называть) нужно выделить отдельно. Мастер впервые предоставил рабочие материалы к новому фильму «Князь». История посвящена жизни Александра Невского, фильм – это его путешествие в Золотую Орду. Князь идёт туда как дипломат и мудрый правитель.

Один из двух рабочих материалов, представленных на выставке, к новой картине «Князь» про Александра Невского. Иллюстрация: Предоставлено Ярославским художественным музеем

Петров вместе с командой художников уже трудится над новой картиной. Она будет представлена через несколько лет – слишком кропотливая и сложная работа предстоит. Ведь техника всё та же – «ожившая живопись», родившаяся когда-то в Свердловске.

Материалы "Князя" Фото: Предоставлено Ярославским художественным музеем

Полноценных работ самого Александра Петрова (если не брать во внимание различные заставки, ролики и картины с учениками) не было с 2006 года – с «Моей любви», также номированной на «Оскар».

Сам же Александр Петров по-прежнему на себя смотрит критически. Даже на официальном открытии он словно смущается внимания. Говорит, что чувствует себя немного не в своей тарелке. Выставки – это непривычный для него формат.

– Я здесь представлен немножко в другой ипостаси, для меня очень волнительно, я к этому ещё не привык, – сказал на открытии Петров. – Конечно, иногда хочется показать какие-то свои замыслы, наработки на бумаге, на холсте, но я специально ничего не планировал, наш замечательный художественный музей в этом смысле спровоцировал меня на такую новую для меня жизнь.

– Он долго сомневался – получится выставка или нет, – заключает куратор Нина Голенкевич. – Но когда выставка открылась, и он увидел себя со стороны, по его настроению даже было видно, что мы его убедили. Для любого, кто соприкасается с его творчеством, интересно будет посмотреть на его творческий потенциал, на путь, который он прошёл. Мы надеемся, что выставка объедет не один город. Заявки уже есть. Думаю, обязательно доберётся она и до Екатеринбурга. Автор помнит этот период, и с ним многое у него связано.

___

*Материалы предоставлены Ярославским художественным музеем. Фотографии - Татьяна Кучарина

Досье "ОГ"

Александр Петров родился 17 июля 1957 г. в с. Пречистое, Ярославская область. В 1976 году закончил Ярославское художественное училище. В 1982 году - художественный факультет ВГИКа (мастерская Ивана Иванова-Вано). В 1982 году приехал в Свердловск, на местную киностудию. В 1987-1988 годах занимался на Высших курсах сценаристов и режиссёров. На Свердловской киностудии проработал до 1992 года. В Свердловске, в числе прочего, работал над картинами «Добро пожаловать!», «Корова», «Сон смешного человека».

В 2000 году получил «Оскар» за мультфильм «Старик и море». Ещё трижды был номинирован (в 1990, 1998, 2008-м).

Лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза кинематографистов России, член Американской киноакадемии, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Живёт и работает в Ярославле.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №140 от 04.08.2020
Областная газета Свердловской области