Международный центр искусств «Главный проспект» собрал на своей площадке сразу несколько любопытных выставок, каждая из которых заслуживает внимания. Среди них «Танец страсти», представляющий три уникальные работы Камнерезного дома Алексея Антонова и «Лики божества» путешественницы и фотографа Ольги Мичи.
«Всегда быть в маске…»
«Всегда быть в маске – судьба моя», – поёт мистер Икс в оперетте Имре Кальмана. Маска один из самых древних и таинственных атрибутов человека. И в то же время, возможно, ничем в каждодневной жизни мы не пользуемся так часто, как различными масками, уже сами порой не различая, где наше истинное лицо, а где очередная личина, водружённая для того, чтобы приспособиться к очередной обстановке.
Ольга Мичи известна своими фотоработами, сделанными в самых экзотических странах мира. Но для создания проекта «Лики божества» она прибегла к другой технике, точнее, к сложному синтезу разных технологий для создания образов, охватывающих самые разные точки во времени и пространстве. Есть африканские, восточные, космические и откровенно фантастические мотивы. Есть и первый (по крайней мере на моей памяти) опыт серьёзного художественного осмысления сегодняшней эпидемически неблагополучной ситуации. Да и могло ли быть иначе, если речь зашла о масках.
Впрочем, Ольга не ограничилась лишь выплеском визуальных ассоциаций, оставив неблагодарный труд по интерпретации зрителю. Все работы (а их в экспозиции, представленной в «Главном проспекте», два десятка) сопровождаются размышлениями самой Ольги Мичи. Так что у каждого есть возможность либо пусть и заочно подискутировать с автором, либо признать, что нашёл в нём единомышленника и вообще родственную душу.
Полтора центнера… красоты и грации
Сам основатель Камнерезного дома Алексей Антонов без ложной скромности говорит, что «Тореадор», «Фламенко» и «Лазурный бык» делались для Музея Лувра, а пока они не обосновались в центре Парижа, первыми увидеть их могут уральцы. И это было принципиальным решением авторского коллектива. Антонова и его команду называют продолжателями традиций Карла Фаберже. Но если знаменитые пасхальные яйца покоряют своей миниатюрностью, то результат творческих экспериментов уральских камнерезов потрясает, наоборот, своей масштабностью. До сих пор в мире не было объёмных работ из камня высотой более 30–35 сантиметров. Испанские герои, выполненные современными уральскими мастерами, имеют 135 сантиметров высоты. И даже не верится, что перед тобой полтора центнера камня – кажется, что танцовщица вот-вот поманит тебя за собой в пучину страсти, а бык и тореадор сойдутся в схватке не на жизнь, а на смерть. Благо и музыка фламенко звучит фоном, создавая абсолютный стереоэффект.
Можно с дотошностью, достойной лучшего применения, разбирать на составные части фигуру тореадора (кремний, кахолонг, яшма, гранат, родонит, соколиный глаз, серебро, бронза), но это на самом деле совершенно лишнее – чтобы это понять, достаточно разглядеть маленькие капельки пота на лбу у каменного матадора. Здравый смысл услужливо подсказывает, что бездушный камень настолько живым быть не может, но, оказывается, может.
Однажды я поинтересовался у волейбольного тренера Владимира Кузюткина, приведшего женскую сборную России к победе на чемпионате мира 2010 года, его мнением о скульптурной группе, установленной возле екатеринбургского Дворца игровых видов спорта. Кузюткин монумент вроде бы похвалил, но тут же заметил: «Вот только леворуких нападающих у Николая Карполя никогда не было». Это к вопросу о том, что профессионал сразу видит то, что для профанов останется незаметным. Возможно, профессиональный матадор и заметит отклонения от правды жизни, но поза у каменного испанца вроде бы очень даже правдоподобна.
– Нет, тореадор нам не позировал, делали с меня, – развеял предположение корреспондента «Областной газеты» Алексей Антонов и тут же с улыбкой добавил: – Как я всем говорю, что два-два с половиной года назад живот был меньше, и я мог долго на носочках стоять, позировать. Я строил композицию относительно своих поворотов, разворотов, а всё остальное – собирательный образ. Чтобы фигура «ожила», мы её качнули вперёд чуть больше, закрутили чуть больше относительно позвонков, чем это возможно.
По словам мастера, технических тайн в изготовлении таких фигур для камнерезов Дома Антонова уже нет, но есть понимание, какой титанический труд требуется для создания такой красоты. Главная проблема не в том, как, а в том что делать. Чтобы работа, на которую будут затрачены годы, действительно потом пережила своё время.
Действующие лица «Танца страсти» пока остаются в Екатеринбурге, осенью отправятся в Москву, а потом будут покорять Европу.
Международный центр искусств «Главный проспект» находится по адресу: Екатеринбург, проспект Ленина, 8
- Опубликовано в №20 от 05.02.2021