«Привет, сосед!»  13 фото

Константин Казанчев / Украина

Константин Казанчев / Украина

В Свердловском театре музыкальной комедии открылась выставка лучших работ IV Международного конкурса карикатуры «Евразия». Тема конкурса этого года крайне актуальна – «Привет, сосед!». Карикатура объединяет людей, которых в разных странах волнуют одни и те же проблемы.

На четвертую «Евразию» прислали свои работы 119 художников из 33 стран мира. География обширная: от Колумбии и Бразилии до Таиланда и Индонезии. Организатором конкурса является Екатеринбургский музей карикатуры. Мероприятие также поддерживают Ассамблея народов Евразии и министерство культуры Свердловской области.

Искусство, как известно, – универсальный язык мира. Все художники общаются на нем, не нужно никаких переводчиков. Карикатура – как диалект, наречие этого языка. Со своей «грамматикой», и собственным «словарем». На выставке в Свердловской музкомедии представлено 40 работ из более чем 20 стран. И все говорят на этом «наречии».

– Конкурс наглядно демонстрирует, что людей в разных странах волнуют одни и те же проблемы. А юмор в графических работах – это и прекрасный переводчик, и лекарство от многих болезней, в том числе социальных и политических, – говорят представители оргкомитета.

Максим СМАГИН, художник-карикатурист, председатель оргкомитета Международного конкурса карикатуры «Евразия».

Не люблю объяснять про что нарисована карикатура. Как так? Художник нарисовал картинку, сделал все, чтобы выразить то, что его вдруг зацепило, обескуражило, перевернуло!

Я даже представляю (сам неоднократно был застигнут врасплох), как шел человек, никого не трогал и вдруг - бац! Невероятная идея, неожиданное сочетание несочетаемого, абсурд, но чертовски здорово и, что самое главное, - смешно! Художник ускоряется, приходит домой (в мастерскую, на работу - нужное подчеркнуть), кладет перед собой белый лист бумаги, берет в руки перо, открывает тушь (я, во всяком случае, делаю именно так). Перед этим, конечно, пара мысленных эскизов, потом карандашный набросок, почеркушки, в результате которых вырисовывается композиция: этого персонажа сюда, этого туда, тут горизонт, тут вот эта крайне важная деталь... и вперед! Час, два, три (может быть день), отрисованы образы, вытянуты носы, заштрихован фон - перед нами законченное произведение!

Кто-то выбирает тушь и перо (ваш покорный слуга), кто-то акрил, кому-то нравится акварель. Выбор за мастером. Но независимо от твердости карандаша и цвета чернил художник считает, что, закончив свое творение, он уже все сказал. Он воплотил мысль в полном объеме. И показал ее другим, поделился своей классно выраженной идеей, потому что как раз ради этого все и закрутилось!

Карикатура ведь не для того, чтобы посмеяться, нет. Это, как говорил великий поэт Винни-Пух: «Жжж» неспроста!" Карикатура - это графический театр абсурда, который имеет место быть в твоей голове. Это соединение диаметрально противоположных образов и понятий сначала в глубинах подсознания, а потом на бумаге. У меня, во всяком случае, так! Допускаю, что у других карикатуристов все происходит иначе. Знаю, что есть какие-то методики, благодаря которым можно, как по лекалам, сделать забавную картинку. Существуют даже студии карикатуры, где учат мыслить и рисовать. Пусть так. Но непостижимая тайна рождения Великого ироничного рождается у настоящего карикатуриста не по методичке и не по приказу. Божественный промысел!

И ты должен подобрать слова, чтобы доходчиво втолковать зрителю, что же хотел выразить автор своим рисунком. Да вот же все и так видно, все предельно понятно - ни прибавить, ни убавить! Зритель, думай, напрягай свои извилины, теперь твоя работа: мыслить!

Юмор, действительно, лечит некоторые болезни. Выдающийся уральский художник Виталий Волович, который, к слову, создавал интересные шаржи-автографы, как-то сформулировал в беседе с «ОГ» эту мысль так: «Высмеивать недостатки и немощи – это единственное условие полноценной жизни. Когда ты смеешься над ними, то они теряют половину своей силы».

А какая жизнь без соседей? Вопрос, конечно, в наши дни звучит часто. Время диктует повестку.

– Часто вспоминаю своих соседей, с кем столкнула жизнь, – говорит член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии, председатель Свердловского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления Анатолий Павлов. – Вспоминаю, с какой теплотой и нежностью относились к своим соседям мои мама и папа. Потом волей судеб все разъехались, но каждый праздник стремились встретиться, повспоминать прошлые года. Они сохранили теплоту отношений на всю жизнь. Нам этого в современном мире, как мне кажется, не хватает. Сегодня у нас, в основном, двери закрыты. Мы не знаем, кто живет рядом. Мы сегодня, к большому сожалению, теряем своего брата и соседа – Украину. Это печально. Мы должны жить в дружбе, особенно с соседями.

На работах художников эта тема отражается по-особому. Карикатура – жанр такой: если не понял сразу, не произошел контакт с увиденным – даже создателю картины будет бесполезно объяснять все смыслы. Выставка открывается с работ турецких карикатуристов, где то белый голубь склевывает разметку между государственными границами, то дети качаются на шлагбауме погранпоста, то два солдата, сидящие на пушках, играют друг с другом в шахматы. Дальше китайский автор изобразил двух пограничников разных стран, проводящих время за игрой в пинг-понг. Стол поставили, естественно, через границу. Как тут не вспомнить мнение, что карикатура имеет большее сходство с оригиналом, чем обычный портрет.

– Тема, которая поднята организаторами, безусловно важна, – сказала на открытии министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. – Нужно научиться жить, принимая своего соседа таким, какой он есть, с его особенностями. И выстраивать отношения, в которых комфортно будет и тебе, и соседу. Карикатуры, представленные на выставке, очень ярко представляют ситуацию. Может быть, этот межкультурный диалог и позволит нам достичь понимания и принятия друг друга.

Пермский художник Дмитрий Кононов – участник IV Международного конкурса – представил на выставке работу на эту же тему. На одной половине – клоун, вальяжно лежащий на своем участке, и вместо носа у него красное яблоко. На второй половине – злой сосед, который эти самые яблоки вырастил.

– Карикатуру не надо придумывать – она сама рождается, – уверен Дмитрий. – Я поэтому никогда не могу объяснить замысел – родилась и родилась. Работу создал года три назад, но когда узнал название конкурса, понял, что она подходит. Кажется, что она недобрая. Но клоуна устраивает его существование, он лежит, пьет напиток, солнце – все прелести жизни. Когда художник рисует карикатуру – он рисует себя. Я рисую без негатива, без злости, без плохого – только позитив. Кому-то интересно, что скажут потом. Ведь кто-то получает кайф от того, что кто-то будет злиться, нервничать, злорадствовать. Как, например, художники в «Charlie Hebdo». А я получаю кайф от того, что кто-то увидел мою добрую картинку и улыбнулся.

Выставка будет работать в течение месяца. Церемония награждения победителей состоится 20 мая. Призовую тройку поощрят денежными призами.

«Без слов. Это была высшая степень уровня карикатуры»

Председателем жюри конкурса стал известный художник-карикатурист Станислав АШМАРИН. Он в профессии с начала 60-х годов. Сотрудничал и публиковался в центральных изданиях Советского Союза – «Известиях», «Крокодиле», «Советской культуре», «Комсомольской правде» и многих других. С 1971-го живет в Свердловской области. По основой профессии – врач.

– Станислав Николаевич, вы к званию патриарха уральской карикатуры как относитесь?

– В том и дело, что не только уральской! Приятно, конечно, от такого звания.

– Почему карикатура? Жанр довольно специфический.

– Ох… Глубокие корни у этого. В школе еще началось, в Баку. Я брал тетрадку, открывал последнюю страницу, делил на квадраты и рисовал своих друзей одноклассников. Это были «зародыши» комиксов. У меня всегда легко получается. Я не делаю эскиз. Сразу начинаю. Могу стартовать с ботинка и закончить на голове. В какой-то момент собрал рисунки и отправил в газету «Молодежь Азербайджана», и их там напечатали. Но это не самое важное. Самое главное, что нам повезло: мы жили в золотой век карикатуры. Газет в Советском Союзе было много, и каждая обязательно отводила художникам место для карикатур. Вот, например, Свердловск. «Уральский рабочий», «На смену!», «Вечерний Свердловск», «Экран» – и в каждой по карикатуре. Везде брали, что нужно было – звонили. И платили за это, естественно.

Станислав Ашмарин
Станислав Ашмарин. Фото: Павел Ворожцов

– Можно было жить?

– А как же. Разброс, правда, был разный. В свердловских газетах платили около 2,5 рубля за карикатуру. А я еще печатался в «Известиях», «Советской культуре», «Советском Союзе», «Неделе».

– И в главном сатирическом журнале.

– И «Крокодил» был. Там платили за работу по 40 рублей. А в календарях Политиздата платили по 60. Правда, дело не только в деньгах. Хотелось, знаете, еще художественного и профессионального отбора. Когда приехал в область, послал работы в «На смену!» и сделал приписку: если пойдет, то, пожалуйста, большим форматом, на две полосы. Они потом перезвонили и спросили: «Это кто такой к нам приехал?» (смеется). Просто когда отправлял работы, до конца не знал, какого она будет размера. Напечатать могли картинку размером с марку.

– Газет, понятно, много. А самих художников?

– Карикатуристов было достаточно, но все, в основном, жили в Москве, часть – в Ленинграде, немного в Киеве, остальные разбросаны по стране. В Свердловске четыре человека.

– Как тогда было с художественными рамками? Карикатура – жанр местами жесткий.

– Это сейчас как-то переиначивается. У нас как было – ироническая проза. Но нужно делать очень умело. Это тонкий штрих, чтобы человек не обиделся. Один раз мне редактор газеты сказал: физические изъяны человека не должны быть показаны. Но самое главное – чтобы все было понятно. Знаете, какая высшая степень уровня карикатуры тогда была? Без слов! Чтобы смотришь – и все понятно. И не надо ничего рассказывать.

  • Опубликовано в № 71 от 22.04.2022
Областная газета Свердловской области
Фото: Александр Сергеев / РоссияФото: Хуан Цигун / КитайФото: Иржи Срна / ЧехияФото: Геннадий Чегодаев / РоссияФото: Василий Александров / РоссияФото: Олег Дергачев  / ФранцияФото: Дмитрий Кононов / РоссияФото: Игорь Смирнов / РоссияФото: Павел ВорожцовФото: Павел ВорожцовФото: Павел ВорожцовФото: Павел ВорожцовФото: Павел Ворожцов