Виталий Волович. Из интервью разных лет

Теперь "горожане. Разговор" стали настоящим памятником... Фото: Александр Исаков

Теперь "горожане. Разговор" стали настоящим памятником... Фото: Александр Исаков

Не стало Виталия Воловича. В это невозможно поверить: ещё недавно, 3 августа, мы поздравляли Художника с 90-летием. И вот – такая горькая весть… Волович был из числа тех, кого не надо представлять, не надо публиковать его бесконечные титулы – его знал весь город, а он, казалось, лично знал половину.

Его часто встречали в общественном транспорте, на улицах. Он был поистине народным. Но ценнее для него самого был другой «титул» – Горожанин. Он горячо любил Екатеринбург и сказал однажды журналисту «ОГ»: «Здесь произошло всё то, что должно случиться в жизни человека»…

Скульптурной композиции «Горожане. Разговор» работы Андрея Антоновав минувшую субботу исполнилось 10 лет. Десять лет на углу проспекта Ленина и улицы Мичурина три выдающихся уральских художника ведут свой вечный разговор – Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелёв. Герман Метелёв скончался 12 мая 2006 года, а Миша Брусиловский ушёл из жизни 3 ноября 2016 года. Сейчас следом за ними ушёл и Волович. Теперь «Горожане» стали настоящим памятником. А три Художника, мы уверены, где-то в лучшем из миров сейчас также стоят вместе и ведут свой неспешный разговор.

У них впереди – целая вечность. Человек может умереть, а вот Художник – нет. Потому что его картины навсегда вписаны в историю. Волович, всю жизнь надеявшийся обуздать время и покорить хаос, в конце концов смог сделать и то, и другое

Из опубликованного в "Областной газете"

О возрасте

— Семьдесят лет – это много, если внучку мою спросить. Они Пришвина в школе проходили, «Кладовую солнца». Естественно, ей в руки попало издание 1952 года – с моими рисунками. А я сказал, что с Пришвиным виделся. «Ты Пришвина знал?!», – почти испуганно спросила она. И тут же чуть ли не закричала: «Значит, ты и Пушкина встречал!».

Семьдесят лет много, если вспомнить, что я действительно был в гостях у Пришвина, современника Льва Толстого… Но по сути – мало, по состоянию души. Стариком я себя не чувствую.

Планы есть – и на две недели, и на два года, и на двадцать лет.

В номере от 3.08.1998.

О цензуре и рынке

— Я нашёл свою нишу – классику мирового уровня. В ней и прятался от цензуры всякой. Но помните борьбу Хрущёва с «абстракционистами» и «формалистами»? Их тогда искали не только в Москве – в каждой области. У нас, разумеется, тоже нашли: Мосин, Брусиловский, Волович. Заказывать перестали, гнобили…Словом, было давление, пресс идеологии. Теперь давит рынок, рубль. Но назад не хочется.

В номере от 3.08.1998.

Об иллюстрации как жанре

— Иллюстрированная книга просто перестала существовать. Издатель считает, что иллюстрация только удорожает издание, поэтому использует либо старые картинки, за которые не надо платить, либо обходится вовсе без них. Это совершенно неправильно. Можете себе представить «Дон Кихота» без Доре или «Трёх мушкетёров» без Лелуара? У меня не было заказов с 90-го года, когда не была напечатана уже сделанная мной «Орестея» Эсхила. Началась новая эра. И я, тоскуя по книге, попытался изобрести принципиально другую форму соотношения текста и художника.

Книга с иллюстрациями как жанр перестала существовать. Всё это ушло в область маргинальных занятий.

В номере от 2.11.2013.

О Свердловске-Екатеринбурге

— Меня сюда привезли родители, и свою Родину (Приморский край. - Прим. «ОГ») я совсем не помню – ничего. Поэтому всю сознательную жизнь – от начала, а теперь уж точно могу сказать, что и до конца, – я прожил на Урале. Свердловская область – это моя малая Родина, хотя, глядя на её территорию, наверное, очень сложно назвать её малой. Я очень люблю Екатеринбург – здесь произошло всё то, что должно случиться в жизни человека. Из полутора миллионов жителей этого города 300 тысяч человек я знаю, из них 100 тысяч – мои друзья.

В номере от 7.06.2018.

О друзьях

— Переиздание книги «Мастерские» было вызвано печальными событиями. Ушли из жизни все мои близкие друзья: Андрей Антонов, Герман Метелёв, Лёша Казанцев, Миша Брусиловский… Их утрату я крайне тяжело переживал. Последним был Миша Брусиловский, с которым нас связывала 60-летняя дружба. Ещё смерть жены послужила поводом, потому что днём я работаю в мастерской, а вечером иду домой, где её нет… От личных трагедий у меня возникло ощущение одиночества. Поэтому, с одной стороны, хотелось его преодолеть, а с другой — выполнить свой долг перед людьми, которых я очень любил. И во втором издании я уже больше внимания обращал и на организацию материала, и на форму. С моей точки зрения — это другая книга, так как она тщательнее написана, там больше персонажей, дневниковых записей.

…А вообще, я провёл жизнь, окружённый очень близкими людьми, друзьями, в этом у меня недостатка не было. И это, наверное, одна из самых больших удач моей жизни.

В номере от 22.03.2018.

Об одной из самых главных работ

— «Корабль дураков» — всеобъемлющая метафора. Она важная и глубокая. Если говорить про название, то мне кажется, что в жизни эти вещи соединятся вполне естественным образом. Кроме того, оно снимает излишний трагизм, которого и так много в моём творчестве. Но та ирония, которая присутствует на картинах, она, конечно, горькая. Мои работы порой посвящены страшным и неприятным вещам. Но они не сегодня возникли и не завтра исчезнут, поэтому это вневременная ирония и скорбь о том, чего изменить нельзя, но о чём говорить необходимо. Это вехи прошедшего, которые я несу за собой. Я не всегда говорю современным языком, поскольку понимаю, что залез не в своё время, но, если молодые люди хотят расширить своё представление о жизни, которая была до них, должны посмотреть эти работы. Художник организует материал по законам эстетики. А организация — это уже победа над хаосом. Надеюсь, что я победил хаос.

В номере от 3.03.2017.

  • Опубликовано в №149 от 21.08.2018
Областная газета Свердловской области