Эрик Булатов: «Художник должен уметь рисовать»

Эрик Булатов. Графика 1956–2018 годов. Ельцин центр арт-галерея

«Горький миндаль» художник называет своим любимым рисунком. Фото: Алексей Кунилов

В галерее Президентского центра Бориса Ельцина  открылась юбилейная выставка одного из основателей соц-арта – Эрика Булатова

Один из ключевых вопросов всех времён и народов по отношению к творцам – в чём измерять их вклад, на каких весах взвешивать величие. Эрика Булатова называют одним из самых плодовитых художников современности, количество его работ измеряется тысячами. Он также считается одним из самых дорогих современных русских художников, поскольку его картина «Советский космос» в своё время была продана на одном из аукционов примерно за 1,6 млн долларов, ещё две работы на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», были оценены покупателями в миллион долларов каждая. 

А ещё те, кто вырос в 60-е годы прошлого века, наверняка запомнили книжки с иллюстрациями Эрика Булатова, поскольку художник работал в издательстве «Детгиз». Книжная иллюстрация вообще стала важной строкой в биографии многих советских художников, благо давала официальный заработок, позволявший параллельно делать что-то с претензией на вечность. 

Графика 1956–2018 годов. Ельцин центр арт-галерея
Эрик Булатов. «Свобода есть» Фото: Алексей Кунилов

Нам же Эрик Булатов интересен еще тем, что родился он в Свердловске, правда в возрасте трёх лет переехал с родителями в Москву. Короткое возвращение на родину состоялось на несколько месяцев в 1942–1943 годах, и с тех пор, по его словам, Булатов здесь не был. В 1989 году художник и вовсе уехал в Америку, затем перебрался в Париж. Сейчас живёт в Париже и Москве. Что же касается детских воспоминаний, то Булатов с улыбкой рассказывает, что именно тогда, будучи в эвакуации в Свердловске, получил первое и на долгие годы единственное официальное признание – главный приз на конкурсе детского рисунка. Призом, кстати, был… кролик, от которого со слезами на глазах пришлось отказаться («Съесть его мы бы не смогли, а содержать не было возможности», – объясняет мне художник. – А я так хотел его нарисовать»).

Мировую известность Эрик Булатов получил благодаря своим работам, в которых он зачастую использует «крылатые» советские лозунги. Их фоном нередко служит небо как символ свободы для мастера. Он утверждает, что в социуме свободы нет, и для того, чтобы её обрести, сознание должно выйти за его пределы. Художник говорит, что слова для него – это персонажи, которых он помещает в тот или иной контекст.

Графика 1956–2018 годов. Ельцин центр арт-галерея
Эрик Булатов. Иллюстрация к книге Генриха Сапгира «Новые слова» Фото: Алексей Кунилов

При этом любимой своей работой называет абсолютно классический «Горький миндаль» – работу, написанную в 80-е годы прошлого века в Крыму. «Нашёл упавшую во время ветра цветущую веточку, принёс и нарисовал». Куратор выставки Сергей Попов называет «Горький миндаль» одним из лучших рисунков современного российского искусства. На юбилейной экспозиции представлены более 180 работ, из которых только тридцать выставлялись ранее. Остальные на суд зрителя выставлены впервые, и это самая крупная выставка графики Эрика Булатова.

При том, что вниманием галеристов классик модернизма не обделён – его выставки проходили в разные годы в Швейцарии, Германии, Франции, США, Норвегии и в других странах, география музеев, где есть его работы, не менее обширна – Русский музей, Третьяковская галерея, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Музей искусств в Дрездене, Музей современного искусства в Люксембурге. Кстати, и в Президентском центре Бориса Ельцина есть работа Эрика Булатова, причём эта картина – «Свобода» – была написана специально для него.

И что особенно ценно, Екатеринбург стал первым городом на карте мира, где открылась выставка, посвящённая юбилею Эрика Булатова (5 сентября ему исполнилось 85 лет). Представлены работы из частных коллекций и коллекции самого художника – например, с тем же «Горьким миндалём» мастер не хочет расставаться ни за какие деньги.

По словам директора арт-галереи Президентского центра Бориса Ельцина Ильи Шипиловских, увидеть эту выставку наверняка захотят и в других городах, но повторить её в ближайшее время где-либо – задача практически невыполнимая из-за массы технических нюансов. Так что поклонникам творчества Эрика Булатова проще сейчас приехать в Екатеринбург, благо время ещё есть, выставка продлится до 20 января следующего года.

Выставка «Свобода есть»  состоит из шести разделов, расположенных в хронологическом порядке – от рисунков, сделанных во время учёбы в художественном институте, до эскизов к скульптурам, над которыми Эрик Булатов работает в последнее время. Дополнительный седьмой раздел должен помочь всем желающим узнать больше о самом художнике. Здесь будут представлены видеоинтервью и фильмы с участием Эрика Булатова, каталоги и книги о нём.   

Эрик Булатов постоянно повторяет фразу, которая по нынешним временам кажется почти крамольной: «Художник должен уметь рисовать». Правда, потом прибавляет, что умением этим он может и не пользоваться. Сам он, по его словам, рисует постоянно, фиксируя то, что его окружает. «Фотоаппаратом тоже активно пользуюсь, – уточняет художник. – Но если я что-то зарисовал, то это уже моё, а то, что сфотографировал, – это всё равно чужое, которое ещё предстоит сделать своим».

У нас же, в свою очередь, есть возможность посмотреть юбилейную выставку Эрика Булатова и тоже сделать его творчество немного своим. 

  • Опубликовано в №212 от 17.11.2018
Областная газета Свердловской области