Заявить о себе на всю страну: в Москве на выставке «Россия» «посоревнуются» лучшие свердловские художники

  Полина Экман
Владимир Михайлович Лузин, Зима на Уралмаше

Владимир Михайлович Лузин , Екатеринбург, Зима на Уралмаше, 2014-2015гг. б. тушь, перо 38,41х54 см

В Москве в Центральном доме художника открылась XIII Всероссийская выставка изобразительного искусства «Россия». На масштабной экспозиции представлено более двух тысяч произведений в таких жанрах, как живопись, графика, скульптура. В этом году на «Россию» было отправлено 60 работ свердловских авторов.

Выставка «Россия» проходит раз в пять лет и является своеобразным итогом деятельности художников страны за этот период. В столицу привозят лучшее: работы проходят серьёзный региональный отбор, после чего рассматриваются итоговой комиссией в каждом виде искусства, которая решает, с чем же суждено будет познакомиться столичному зрителю и гостям города. И эти пять лет были довольно удачными для нашей области – в Москву отправили произведения 50 авторов из Екатеринбурга, ещё 10 – из Нижнего Тагила.

Для художников этот проект – практически уникальная возможность проверить свои силы. Здесь авторы «соревнуются» уже не с покупателями, а с коллегами, которые оценивают работы с разных точек зрения. Важно всё: техника и качество исполнения, тема, размер, реализация задумки.

– Это действительно серьёзное испытание для авторов, многие даже не рискуют отправлять свои работы, потому что проще быть хорошим художником в узком кругу, чем заявить о себе на всю страну, – поясняет Сергей Айнутдинов, председатель Свердловского отделения Союза художников России.

Поэтому изначально выставка задумывалась в первую очередь для профессионалов, и большинство свердловчан-участников «России» нынешнего года – это признанные мастера: Александр Вохменцев, Владимир Лузин, Ольга Орешко и другие. Молодым художникам трудно попасть на подобные экспозиции, однако уральцам это всё же удалось. Хотя, как известно, молодость в изобразительном искусстве – понятие растяжимое – молодым поколением считаются художники 30–40 лет. Так, впервые в «России» принял участие Александр Ремезов, в Екатеринбурге его имя широко известно. Этот автор работал над полотнами для Музея военной техники «Боевая слава Урала», также его произведения украшают каминный зал в доме Севастьянова. На выставке в Москве можно увидеть картину Ремезова «Утро над Чусовой» – нестандартный вертикальный пейзаж, где изображены величественные скалы, а серо-жёлтые тона придают атмосферу утренней тишины на природе, по которой многие из нас так скучают в городе.

Кроме того, на нынешней выставке «Россия» участвует сразу несколько авторов в области графики, чему поспособствовала биеннале «Урал-графо».

– Я очень рад, что в столицу мы отправили побольше графиков, ведь «Урал-графо» мы создавали именно в расчёте на популяризацию жанра, а графиков в регионе осталось очень мало. Мы постепенно исправляем эту ситуацию, и у зрителей в Москве будет возможность увидеть первые плоды, – говорит Сергей Айнутдинов.

Андрей Баландин. «Деревянное сердце», монотипия
Иллюстрация: Андрей Баландин. «Деревянное сердце». Из серии «Шигирский идол». 2016 Монотипия

Несколько молодых ребят – Николай Моргунов, Руслан Фатхисламов и Марина Живило – попали на экспозицию благодаря Дому творчества «Челюскинская», где художники работали в технике литографии под руководством опытных мастеров. И прямиком со знаменитой арт-резиденции их произведения отправились на выставку.

Также на «России» можно познакомиться с нашим декоративно-прикладным искусства. В основном эти работы выполнены в различных текстильных техниках. К примеру, Олеся Базуева прошла отбор с произведением «В уральских лесах».

Конечно же, не могли обойти стороной свердловские авторы раздел «Театр и кино». Здесь представлены работы самого Сергея Айнутдинова – он выставил эскизы персонажей к анимационному фильму «Красавицы», который ещё готовится к выходу. Сюжет создан по мотивам одноимённого рассказа Антона Чехова.

Выставлены в Москве произведения главного художника Екатеринбургского театра юного зрителя Анатолия Шубина – он представил две работы по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия».

Анатолий Шубин. Екатеринбург. Штучка. По мотивам романа М. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». 2016. Оргалит, масло
Иллюстрация: Анатолий Шубин. Екатеринбург. Штучка. По мотивам романа М. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». 2016. Оргалит, масло

Сергей Айнутдинов уверен, что пора наметить вектор развития и на следующие пять лет, а главный акцент должен быть сделан на новых именах в области живописи.

– Екатеринбургу и другим городам нашего региона не хватает больших полотен, – подчёркивает Сергей Сагитович. – Раньше при организации крупных выставок с художниками заключались договоры, и они писали работы размером более двух метров для конкретного мероприятия. После выставки произведения, как правило, приобретались и распространялись по музеям. Сейчас эта система рухнула, ну как сейчас – она рухнула уже давно. Во-первых, художники стали рисовать преимущественно для себя. Это прекрасно, но я всё же провоцирую мастеров написать хотя бы одну работу не подарочного формата, а исторического или жанрового характера. Себя проверить – способен или нет? Это другой уровень даже не искусства, а ремесла. А во-вторых, в Екатеринбурге существует огромная проблема с выставочными площадями: поэтому пока такие выставки с большими полотнами под силу провести Москве.

  • Опубликовано в №44 от 14.03.2019
Областная газета Свердловской области