Елена Кадырова: «Настоящее искусство должно твориться на глазах»

песочная анимация

Как жанр песочная анимация зародилась в середине прошлого века – сначала её использовали в создании мультфильмов, а позже в живых выступлениях.. Фото: Елена Кадырова

В понедельник, 8 апреля отмечается День российской анимации. Накануне мы побеседовали с мастером песочной анимации Еленой Кадыровой. Песочная анимация как жанр зародилась в середине прошлого века – сначала её использовали в создании мультфильмов, а позже в живых выступлениях, когда художник на ваших глазах создаёт из песка самые разные образы.

Нужно ли говорить, что мастера песочной анимации – штучный товар. В нашей области этим искусством владеют несколько человек, но вот в режиме плотного концертного графика выступает только Елена. Начинала она с так называемых перформансов, но позже замахнулась на большее – на настоящие песчаные спектакли. Сегодня Елена Кадырова сотрудничает с Екатеринбургским камерным оркестром «B-A-C-H», с Театром балета «Щелкунчик», Свердловской детской филармонией, артистами Свердловской музкомедии, Театра юного зрителя, музыкантами Свердловской государственной филармонии – список можно продолжать. Как и череду поставленных ею спектаклей – «Аладдин», «Спящая красавица, «Муха-цокотуха», «Маленький принц», «Снежная королева»…

7 апреля в Уральском центре народного искусства состоялась премьера «Русалочка» – анимационная сказка от Елены Кадыровой в музыкальном сопровождении Уральского государственного русского оркестра и артистки Свердловского театра музыкальной комедии Екатерины Мощенко.

Мне довелось видеть живьём такой спектакль впервые, и это действительно сродни волшебству. На красиво оформленном песочном столе (так называется подсвеченная поверхность, где работает мастер) после прикосновения Елены оживают её персонажи. Каждая сцена застывает не больше чем на несколько секунд: из пены морской всходит солнце, на горизонте появляется большой корабль, а вот по волнам плывёт прекрасная Русалочка. Так появляется песчаная история – метафоричная, волшебная.

Фото: Александр Козик

Мы, взрослые, смотрели на это с восхищением, что говорить о детях, которые к середине спектакля совершенно забываются, начиная вслух сопереживать главной героине.

– Мне самой нравится «Русалочка», – рассказывает после спектакля Елена. – Да и по моему репертуару видно, что Андерсена я люблю. Его сказки насыщенны эмоциями, а песок тоже очень эмоционален, но это ненавязчивый материал, он тактично передаёт какие-то идеи, мысли, будто даёт зрителю выбор что-то додумать, достроить.

– Елена, как вы вообще решились выйти с анимацией на публику? Многие художники ведь не любят, чтобы на работу смотрели до её полного завершения, а у вас на этом построено творчество…

– В подростковом возрасте мне сказали :«Настоящее искусство должно твориться на глазах». Эта фраза как-то очень удачно срекошетила в меня. Вообще, рисовать я начала ещё в полтора года – на бумаге, конечно, не на песке. А в три года меня впервые привели в театр – на спектакль «Лягушка-царевна». На моих глазах происходило чудо. Ты пришёл из дома, сел на стул и вдруг… попал в сказку с летающими стрелами, красавцем Иваном-царевичем! С тех пор я очень полюбила театр, в садике и в школе всегда играла в спектаклях.

Где-то в 11 лет я попробовала рисовать на публике, оказалось, людям очень нравится наблюдать за рождением чуда. Конечно, я мечтала стать мультипликатором – поступала в Архитектурную академию, а потом увидела клип израильской художницы Иланы Яхав – и загорелась песком.

– Песочная графика в общей иерархии анимации сегодня какое место занимает?

– С точки зрения искусства это, конечно, очень молодое направление. Родоначальником жанра принято считать канадско-американского мультипликатора Кэролин Лиф (в 1969 году она показала публике песочный сюжет «Песок, или Петя и Волк» - Прим. «ОГ»). Но какое-то время он оставался именно как мультипликационный жанр. А как раз Илана Яхав первой показала не смонтированную анимацию, а живое выступление. В СНГ жанр популяризировала украинская художница Ксения Симонова, она стала участницей шоу конкурса America’s Got Talent – и вынесла это искусство на суд широкой общественности.

Так начинается спектакль - Елена вдохновляется шумом волны, чтобы подарить зрителям песочную сказку. Фото: Александр Козик

– Но в отличие от мультипликации да и любого художественного жанра, после живого песочного выступления не остаётся ничего – кроме, может быть, фотографий.

– Понимаете, песок наглядно демонстрирует, что мгновение неповторимо – оно уходит сейчас. Мне хочется, чтобы вам, зрителям, было страшно моргнуть и что-то пропустить. Мне не раз приходилось выступать в ресторанах – люди во время выступления кушают, и сначала могут даже не воспринять, что происходит. Но через две-три минуты номера у людей начинают падать вилки – и это «цзинь-цзинь-цзинь» – музыка для моих ушей, значит всё я делаю правильно. Песок учит ценить момент. Вам разве не жалко дня, который прошёл с любимым человеком? Конечно, жалко, но будут новые дни. А это мгновение уже случилось. Мне кажется, это тот самый современный вид искусства, который удовлетворяет сегодняшнюю потребность в динамике впечатлений и в то же время возвращает нас в детство.

– Несмотря на зрелищность, востребованность этого искусства у публики, очень немногие работают в этой технике. Побывав на спектакле, понимаешь, почему – вы полностью отвечаете не только за картинку, но и за то, чтобы совпасть с оркестром, с голосом чтеца. На премьере случилась техническая накладка из-за камеры – картинка остановилась, зрители начали волноваться, но вам удалось догнать сюжет…

– У меня чего только не было. Один раз провод у камеры загорелся, было страшно, но удалось быстро её вырубить, доработала на батарейках – никто этого даже не заметил. А несколько лет назад я выступала около армянской церкви – на 100-летии геноцида армян. Это было драматическое выступление на улице. Апрель, температура плюс три градуса, ветер, снег, а выступление 40-минутное. Я тогда думала: только бы мне дорисовать, потому что песок просто сдувало. Но это была такая мощь, что не жалко ни отмороженных рук, ни нервов.

А вообще, нас – песочных мастеров – мало, это правда. Я как-то ездила на международный конкурс в Германию – там собрались 18 участников из США, Испании, Германии и так далее. И представьте – 17 из них оказались русскоязычными. Почему русская душа так просит песка – не знаю… Это одновременно кропотливое и эмоциональное искусство – видимо, мы к этому склонны.

В этом виде искусства крайне важна концентрация - всё нужно держать под контролем. Фото: Александр Козик
После спектакля Елена буквально за минуту нарисовала логотип "Областной газеты". Фото: Александр Козик

Лучший сувенир

Елена рассказывает, что дома у неё настоящие песочные замки – не в прямом смысле, конечно, просто почти все шкафы до отказа забиты этим материалом. Издержки профессии…

– Вначале я работала кварцевым песком – он белый, мелкий – им хорошо прорисовать портретики, но он неэмоциональный, – объясняет Елена. – Брызнешь его – и как-то смотрится несерьёзно. Вот, к примеру, сегодня я работала песком из Сахары – из красной части пустыни. Он крупный, красный, очень удобный – не электризуется особо, что важно, даёт текстуру, благодаря которой видно нюансы. Есть ещё вулканический. Я его я привезла с Кипра, и только потом узнала, что его нельзя оттуда вывозить. Он чёрный, и, естественно, не для всех программ подходит, но в драматических вещах он незаменим.

– А тот, что из Сахары?

– Его я заказывала, правда, доставка мне обошлась дороже песка, но что делать… Одна знакомая привезла мне с Кубы песок, ведь все друзья знают, что песок для меня – самый лучший сувенир.

– Наш речной песок бракуете?

– Почему? Есть и речной – я его промываю, прочищаю – процесс похож на добычу золота. Потом я его обязательно жарю, у меня даже специальная сковородка есть.

– Это зачем?

– Прокалить, чтобы микробов не было. Ну и при высокой температуре глина спекается, её потом легче просеять.

– Сколько требуется песка для одного выступления?

– Полкило хватает. Хотя бывают перформансы, где я сама ещё и актёр – как правило, на вращающемся столе приходится рисовать – там расход больше.

Иллюстрация: Елена Кадырова

  • Опубликовано в №62 от 09.04.2019
Областная газета Свердловской области