В укиё-э стиле: в Екатеринбурге открылась выставка «Не только Хокусай. Жанры и герои японской гравюры XVIII–XIX»

Кацусика Хокусай. «Большая волна в Канагаве»

Кацусика Хокусай. «Большая волна в Канагаве». Фото: Предоставлено пресс-службой ЕМИИ

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) открылась выставка «Не только Хокусай. Жанры и герои японской гравюры XVIII–XIX», где представлены избранные произведения из коллекции Олега Махалова. Так, в экспозиции можно увидеть, пожалуй, самую узнаваемую работу японского искусства – «Большую волну в Канагаве» Кацусика Хокусая, а также малоизвестные и редкие листы других мастеров Страны восходящего солнца.

Поначалу может казаться, что японская гравюра зрелище исключительно для гурманов. Что, казалось бы, тут может привлекать рядового зрителя? Работы сами небольшие по размеру, сюжеты специфические, произнося название направления видов искусства, простите, язык можно сломать – укиё-э, муся-э, фукэй-га. Но всё это, конечно, может казаться ещё до похода в музей. Когда заходишь в зал, где представлено более 200 листов, словно погружаешься в другую реальность. Удивительно, но японская гравюра оказывает какое-то чарующее действие. Не зря ей так вдохновлялись многие европейские художники XIX-XX веков – Клод Моне, Эдгар Дега, Тиссо, Гоген, Тулуз-Лотрек. И не секрет, что, например, Ван Гог однажды перерисовал работу Утагавы Хиросигэ «Ливень у моста Охаси».

– У нас представлены разные жанры японской гравюры, – рассказал куратор выставки, завотделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров. - Их условно все называют укиё-э, но на самом деле делений очень много. Основные есть на выставке: бидзин-га – изображения красавиц, он был невероятно популярен в XVIII-XIX веках, якуся-э – театральная гравюра, сцены из пьес театров Кабуки и Но, муся-э – мужской сюжет, сцены битв, фукэй-га – пейзажи, катё-га – изображения птиц и цветов.

Утагава Хиросигэ. «Ливень у моста Охаси»
Утагава Хиросигэ. «Ливень у моста Охаси». Фото: Предоставлено пресс-службой ЕМИИ

Вообще, новая выставка в музее ЕМИИ напоминает экскурс в историю Японии. В основе системы жанров японской ксилографии лежало философское восприятие жизни как потока сменяющих друг друга событий, в непрерывном калейдоскопе которых человек должен уметь органично воспринимать каждое мгновение. Оттого на картинах, например, меняются времена года, появляются исторические сюжеты, воины (есть и знаменитая история про сорок семь ронинов), конечно же, театр, природа, города с их главными достопримечательностями.

К каждому листу хочется подойти, рассмотреть и попытаться понять. Художник в те времена никогда не создавал гравюру сам. В большинстве случаев это был заказ издателя специальных альбомов. Хоть автор у работы и указан один, но за созданием стояло обычно несколько человек: график, печатник, гравёр. Художник делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял несколько печатных форм. Оттого работы иногда получались разных оттенков и цветов.

Даже если вы никогда не интересовались японской гравюрой, то наверняка хотя бы раз видели работу Кацусика Хокусая«Большая волна в Канагаве». На переднем плане изображена огромная волна, нависшая над лодкой, на заднем плане главный символ Японии – гора Фудзияма. Действие происходит в префектуре Канагава. И вроде всё понятно: волна, которая вот-вот накроет лодку. Но только эту гравюру нужно читать справа налево, и оказывается, что люди хотят противостоять стихии.

Это одна из первых работ, которая в начале 90-х попала в коллекцию Олега Махалова. Уроженец Челябинска, на тот момент проживающий в Санкт-Петербурге, собирал искусство ещё с начала 1970-х годов. Японскими гравюрами увлёкся позднее, но зато основательно: часть листов в коллекции Махалова – едва ли не единственные экземпляры в России. Ради работы Хокусая ему пришлось продать свой автомобиль.

Но, исходя из концепции выставки, не одним Хокусаем славится японская гравюра. Наряду с «Большой волной» представлены листы малоизвестной и редкой для музейных и частных собраний серии Цукиоки Ёситоси «Сто видов луны», избранные гравюры Судзуки Харунобу, Китагавы Утамаро, Тосюсая Сяраку, Утагавы Хиросигэ и Утагавы Кунисады, а также их учеников и современников.

Всё это можно увидеть на новой выставке, медленно переходя от работ одного жанра к другому. К слову, есть и самый провокативный и редко экспонируемый жанр сюн-га – «весенняя картинка», или эротическая гравюра, к которой часто обращались мастера укиё-э (ценз для просмотра – 18+).

Выставка продлится до 4 августа 2019 года

Судзуки Харунобу. «Ворон и Цапля. Юные влюблённые, гуляющие под одним зонтом в снегопад»
Судзуки Харунобу. «Ворон и Цапля. Юные влюблённые, гуляющие под одним зонтом в снегопад». Фото: Предоставлено пресс-службой ЕМИИ

  • Опубликовано в №99 от 08.06.2019 
Областная газета Свердловской области