Серебряные фотографии Алексея Серебрякова

Алексей Серебряков, фотохудожник, выставка

Во втором вертикальном ряду две работы 2018 года: «Группа бритоголовых людей» и портрет художника Сергея Лаушкина. Фото: Павел Ворожцов

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) вчера открылась выставка Алексея Серебрякова, работающего в технике амбротипии – фотографического искусства позапрошлого века, когда изображение делается на стеклянной пластине с помощью солей серебра.

Представленные на выставке работы – примеры старой техники фотографии, использовавшейся в середине XIX века, для которой применяется большой арсенал химических средств: эфир, раствор коллодия, нитрат серебра и другие. Создание амбротипа состоит из нескольких этапов: резки и подготовки стекла, нанесения на него смеси коллодия и растворённых в нём солей с последующим погружением пластины в раствор серебра, выдержки во время съёмки при открытом затворе фотокамеры от нескольких секунд до десятков секунд, работы в тёмной комнате с проявителем, включающим в себя, в частности, железный купорос и ледяную уксусную кислоту), фиксации изображения и его закрепления.
Результатом становится стеклянная пластина с фотографическим изображением. Она может использоваться для прямой печати (если не закрашивать оборотную сторону), а может остаться собственно амбротипом – уникальным художественным объектом. При покрытии пластины с оборота чёрным лаком фотографический слой выглядит как серебряное изображение, погружённое в прозрачную толщу стекла.

Амброти́пия (мокро-коллоидный процесс) — ранняя фотографическая техника, описанная в 1851 году изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. В конце 1850-х годов эта технология полностью заменила дагерротипию, благодаря более высокой светочувствительности и качеству изображения. Патент на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом, который был настолько очарован изобретением, что взял себе второе имя «Амброуз», что по-гречески означает «бессмертный». Амбротипическое изображение считается вечным.

Алексей Серебряков, фотохудожник
Алексей Серебряков фотографией занимается с детства, но к амбротипии обратился четыре года назад. Фото: Павел Ворожцов

Во всем мире всего несколько десятков художников, рискнувших работать в этой области в эпоху цифровой фотографии. На Урале только один – Алексей Серебряков.

Алексей, объясняя, почему он выбрал столь трудоёмкую технику, сказал, что, поскольку амбротипией активно пользовались на протяжении всего двух десятилетий (от начала 1850-х до начала 1870-х), после чего она была практически забыта, её потенциал не был полностью раскрыт.

Алексей Серебряков, фотохудожник, «Ходулочники»
Одна из самых известных работ Алексея, которую он называет «ходулочники», стала афишей выставки. Фото: Павел Ворожцов

- Я пытаюсь исследовать, о чём может рассказать амбротип. В плёночной фотографии испробовано практически всё, а в амбротипии есть ещё белые пятна, – говорит художник.

На открытии выставки Алексей сказал, что фотографией занимается с детства, примерно с десяти лет, и всё время стремится экспериментировать. Он делает фотографии, используя плёночные и цифровые аппараты. Работает в разных жанрах: портреты, пейзажи, натюрморты, постановочные фото.

Алексей Серебряков, фотохудожник, выставка
На выставке каждая стена посвящена одной теме. Эта, с которой выставка начинается, – детству. Фото: Павел Ворожцов

Поскольку Алексей также с детства занимается тяжёлой атлетикой и силовым экстримом, в которых на протяжении более десятка лет ставил международные рекорды, он понимает, каково ощущать себя хрупким и живым, поднимающим сотни килограммов железа, чувствовать кость и мышцу под тяжелейшей нагрузкой, от которой кости могут ломаться, а мышцы рваться. Основной мотив творчества фотографа — отражение хрупкости мира и человека в амбротипическом изображении, которое считается вечным. В работах художника экспрессия амбротипии как способа фиксации изображения соединяется с лирически выстроенным подтекстом расположения моделей и предметов, используемых для фотографирования.

Алексей Серебряков, фотохудожник, амбротипия, выставка
Художник любит обыгрывать свет и фактуру. Фото: Павел Ворожцов

Обращение к амбротипии – возврат в то время, когда главным для вещи считался срок службы. Амбротипия – это вызов меняющейся моде эпохи потребления.

- Благодаря амбротипии мы можем увидеть как выглядели Авраам Линкольн, Сара Бернар или Александр Дюма, – поделился с «Областной газетой» Алексей. – Мало кто знает, что известный писатель и математик Льюис Кэролл- один из самых первых амбротипистов. В 1853 году он приобрёл камеру, растворы, начал экспериментировать, и среди его работ даже можно найти изображение прототипа Алисы.

Алексей Серебряков, фотохудожник,  «Девушка в кольчуге»
Ещё одна известная работа Алексея: «Девушка в кольчуге» Фото: Павел Ворожцов
Куратор выставки Дарья Черкасова рассказывает:
- Поскольку техника амбротипии позволяет раскрывать разные жанры, выставка представляет несколько их видов спектр: натюрморты, портреты, сюжетные сцены. Представлены и нехарактерные для амбротипии жанры, например, детский портрет или зимний пейзаж. Всего в экспозицию войдёт более 120 работ: оригинальные стёкла-амбротипы и напечатанные с них на фотобумаге фотографии. В их взаимодействии звучит одна из важных проблем современного искусства: вопрос поиска оригинала. Такой проблемы нет для амбротипа, ведь каждое стекло существует в единственном экземпляре.
Алексей Серебряков, фотохудожник, выставка
Так выглядит готовый амбротип. Фото: Павел Ворожцов
Выставка продлится до 30 июня. Её программа включает в себя лекции, экскурсии и показательный мастер-класс от художника, который состоится 15 июня в 15 часов. На нём Алексей покажет весь процесс создания амбротипа, сделав три портрета. Как сообщила куратор, две модели будут выбраны по жребию из числа присутствующих, а ещё одна – по результатам конкурса в соцсетях на самую интересную публикацию о выставке.

Досье

Алексей Серебряков родился в Челябинске в 1978 году. Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, чемпион России и мира. В середине нулевых — звезда телевизионных проектов, посвящённых теме силового экстрима на федеральных каналах. В 2006 году попал в Книгу рекордов Гиннесса, сдвинув с места самолёт Ту-134 А весом около 50 тонн. В 2011 году вместе с Вячеславом Максютой поставил рекорд Гиннесса по тяге поезда весом 465 тонн. Фотограф, режиссёр, автор двух короткометражных фильмов («Лица Кубы» и «Туонельский лебедь»). Живёт в Челябинске. Амбротипией занимается с 2015 года.

Областная газета Свердловской области