Владимир Селезнёв: «Важно не сопротивляться потокам»

Владимир Селезнёв на открытии выставки «Иногда кратчайший путь – самый длинный»

Владимир Селезнёв на открытии выставки «Иногда кратчайший путь – самый длинный». Фото: Любовь Кабалинова / Президентский Центр им. Б.Н. Ельцина

Свердловчанин Владимир Селезнёв стал художником года. Жюри престижной государственной премии в области современного искусства «Инновация» присудило Владимиру награду за проект «Иногда кратчайший путь – самый длинный». Эта масштабная выставка прошла весной 2018 года в арт-галерее Ельцин Центра, где художник представил свои работы за последние двадцать лет.

«Иногда кратчайший путь – самый длинный» – это, по сути, первая ретроспективная выставка Владимира Селезнёва. Её куратор – Илья Шипиловских – писал, что название выставки отражает сложный процесс становления художника. С Владимиром Селезнёвым это действительно так. Сам он признавался, что стать художником хотел с самого детства, но всё как-то не складывалось. Воплощение мечты растянулось на много лет, куда уместились и служба в армии, и учёба в УрГУПСе, и даже работа сварщиком на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Только в двадцать четыре года он поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, который окончил в 2002 году.

Каждая из этих отметок в биографии отложилась в творчестве. Селезнёв использует краски, уголь, тушь, акварель. При этом работает в жанре видеоинсталляции, использует звукоусиливающее оборудование.

К примеру, проект «730 дней» посвящён службе в армии. Тут компьютерная графика. Работы от группы «Zerh Gut» – команда, которую Владимир Селезнёв и его одногруппники создавали во время учёбы в Нижнем Тагиле,–  это инсталляции и видео-арт. «Урал параллельный» и «Бокс-2014» – живопись. Кстати, первый проект посвящён громкой истории про перевал Дятлова. Проект «Неизвестные памятники» – фотоколлажи. Цикл «Страницы из вырванных книг» – графика.

Работа, посвящённая перевалу Дятлова. На открытии выставки художник рассказывал историю, как однажды в поезде встретил женщину, которая должна была идти в этот поход, но из-за погоды разминулась с группой. С этой работы начался цикл «Урал параллельный» Фото: Любовь Кабалинова / Президентский Центр им. Б.Н. Ельцина

Остальные подробности и скрытые смыслы мы решили узнать уже у самого художника и поговорили с Владимиром Селезнёвым.

– Владимир, если честно: «Художник года» на «Инновации» для вас сюрприз?

– К таким вещам сложно подготовиться. Это всегда лотерея. И весной я также ничего не ожидал, когда получил международную премию в области современного искусства имени Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» за выставку «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

Шансы были равны у всех. Всё зависело от жюри. В этом году в состав вошли иностранные специалисты, и было до конца непонятно, что им покажется важным и актуальным. В прошлом году я был в шорт-листе «Инновации» с проектом «Миростроение» как лучший региональный проект, и тогда очень переживал. Здесь я до последнего был спокоен, и, когда меня объявили, мой сосед толкнул меня, мол, давай иди на сцену, а я немного подзавис (смеётся).

– Вы написали в соцсети: «У меня были другие фавориты в этой номинации, но так звёзды сошлись». Примечательно, что последняя часть фразы – название одной из ваших работ с выставки.

– Интересный момент, но дело в том, что это, действительно, должна быть работа, и даже в описание выставки она попала, но правильное затемнение мы сделать не смогли и в итоге решили не выставлять. Я, возможно, покажу её чуть позже.

–  Если вернуться в прошлый год. Выставка «Иногда кратчайший путь – самый длинный» охватывала довольно большой период вашего творчества – двадцать лет. У вас была идея подвести своеобразные итоги?

– Мне предложил Илья Шипиловских. Но на самом деле, мне в тот год исполнилось 45 лет, и я подумал, что это повод подвести некую черту. Посмотреть, оглянуться назад: а что же я сделал? Это была важная для меня история. Структурировал всё, что было раньше. Я работаю в разных техниках, и иногда людей это сбивает с толку. Но всё это для меня важно. Когда я уже смонтировал выставку, вдруг понял, что проекты выстраиваются в логический ряд. Точнее, в три направления – мифология, групповые проекты и работы, вдохновлённые городом. Работаю в них, получается, всю свою творческую жизнь. Но примечательно, что все эти три темы были ещё в моей дипломной работе на худграфе. И тут я понял, что путь, который прошёл, – был достаточно логичный.

Живопись, в частности, была представлена на выставке циклом «Бокс-2014» Фото: Любовь Кабалинова / Президентский Центр им. Б.Н. Ельцина

– Действительно, вы работаете в разных техниках. За это время вы не пришли к одной, в которой комфортно?

– Я чувствую себя комфортно в каждой из них. У меня появляется некая задача, мысль, которую хотел бы донести, и я выбираю способ. Для каждого проекта – своя техника. Это всё происходит логично. Если мне нужно сделать серию, например, про музейных смотрительниц («Охрана биеннале»), то мне важна их прямая речь, они должны говорить сами за себя. Поэтому и использую видео.

– На выставке много вещей, связанных с мистицизмом. Насколько для вас важна грань между реальностью и чем-то потусторонним в творчестве?

– Важный момент. Не скажу, что я какой-то экстрасенс, но тонко чувствую некоторые материи. Причём иногда даже сам этого не понимаю. Жизнь меня сама ведёт к каким-то работам или проектам. Подталкивает случайными встречами. Я всегда открыт миру, а мир отвечает мне взаимностью. Важно не сопротивляться каким-то потокам. Нужно находиться в контакте с реальностью, выхватывать знаки.

– Какие у вас сейчас дальнейшие планы?

– Предстоит горячая осень. Через месяц в ГЦСИ открывается первый спецпроект к 5-й Уральской биеннале. В это же время буду куратором на Красноярской биеннале. Через пару недель после этого будет открытие проекта в Тюмени, в Музее имени Словцова. Это всё кураторские вещи.

Гипсовые маски, сделанные для дипломной работы. Участники группы изготовили почти тысячу штук для видеоинсталляции Фото: Любовь Кабалинова / Президентский Центр им. Б.Н. Ельцина

– А вам кураторский опыт в творчестве помогает?

– Кураторы, которые пришли из художников – это не профессионалы в чистом виде. Я создаю выставку как художник. Выставка – это полотно, а работы – мазки. Работа куратора в этом смысле очень похожа на работу художника.

Справка «Облгазеты»:

«Инновация» – первая российская государственная премия в области современного искусства, учреждённая в 2005 году. Миссия премии – поддержка авторов, работающих в области современного искусства, выявление важнейших художественных достижений и привлечение к ним внимания широкой общественности. В разное время на «Инновации» отмечали следующих деятелей искусства – Илью и Эмилию Кабаковых, Дмитрия Пригова, Оскара Рабина, Зураба Церетели, Эрика Булатова. Только за последние два года уральские проекты дважды получали награды. Так, в 2017 году премию «Художник года» получил свердловчанин Леонид Тишков, в прошлом году «Проектом года» стала 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

  • Опубликовано в №115 от 04.07.2019 
Областная газета Свердловской области