Раскадровки сельской жизни: в Екатеринбурге открылась выставка Нины Варфоломеевой

«Четыре времени года»

«Ревность», 1974 год. Сюжет, который повторяется сразу на нескольких произведениях. Видимо, с самого детства он не давал художнице покоя... Иллюстрация: Нина Варфоломеева

В Екатеринбурге, в Музее наивного искусства (по адресу ул. Розы Люксембург, 18) открылась выставка «Четыре времени года», на которой представлены работы Нины Варфоломеевой – одного из самых самобытных художников Среднего Урала, творившей в «наивном» направлении.

Вообще, сама жизнь и судьба Нины Ивановны – если не монументальное полотно, то тема для отдельного художественного произведения. Родилась она в 1919 году в Красноярском крае, в крестьянской семье выходцев из Украины. Уже в возрасте 13 лет осталась без родителей: отца репрессировали, и больше он не вернулся домой, мать умерла… Ей пришлось бросить школу – о дальнейшем образовании речи быть не могло. Всё хозяйство осталось на ней.

С 1951 года Нина Варфоломеева жила в Асбесте. Она работала маляром. В начале 70-х вышла на пенсию и… стала рисовать.

– Она трудилась на стройке и увидела, как работает один непрофессиональный художник, он рисовал какие-то берёзки наивные, – рассказывает Андрей Бобрихин, куратор выставки, завсектором наивного искусства ЕМИИ, кандидат философских наук. – Тогда, судя по её воспоминаниям, она впервые задумалась о том, что человек без специального образования может рисовать.

Местный художник Олег Мамаев, создатель и первый директор детской художественной школы Асбеста, порекомендовал ей искать для изображения собственные темы и сюжеты. А где их взять? У Нины Варфоломеевой была феноменальная зрительная память. Постепенно она начала воспроизводить на бумаге образы, картины, которые остались у неё в памяти с самого детства. С детальной точностью она прорисовывала крестьянский быт конца 20-х – начала 40-х годов XX века.

– Это реальная раскадровка крестьянской жизни, впечатления, сцены, которые показывают период коллективизации, – добавляет Андрей Бобрихин. - Мы даже выставку назвали «Четыре времени года». Потому что на её работах – зима, лето, осень, весна. В этом же ценность этих картин. Это – эго-история, личный правдивый рассказ. Посмотрите на работы: 30-е годы, коллективизация, и нет мужчин. Кто в армии, кого посадили, кого расстреляли. Труд пал на женские плечи. Очень тяжёлый труд.

Местами совсем непропорциональные герои, предметы, но какие знакомые сюжеты. На 50 картинах, которые представлены на выставке, и вечёрка в избе, и сельский праздник у околицы, и танцы, поездка в лес за дровами, сбор цветов на летнем лугу, сцены ревности, посевная, жатва, похороны. Но нет в них ни горя, ни отчаяния. Эти работы, несмотря на события, изображённые на них, светлые, тёплые, простые и добрые. При всей наивности в них скрыто что-то поистине магическое, что не даёт отойти, а заставляет всё больше и больше всматриваться в сочинённое на картинах пространство. И кажется, что каждая работа – как всполох памяти, который Нина Варфмоломеева старательно перекладывала на бумагу, а между ними дымка от уже забытых спустя сорок лет моментов. И как же подходят к её творчеству строчки из Евгения Рейна: «И это всё со мной случилось и лишь потом во мне очнулось, в какой-то бурый дым склубилось и сорок лет спустя вернулось».

В середине 70-х годов к Нине Варфоломеевой, можно сказать, приходит известность. Её картины начинают выставлять сначала в Асбесте, потом в Свердловске, потом в Москве, затем Любляна, Братислава. В 1977-м она участвовала во всесоюзной выставке, посвящённой 60-летию Великого Октября, где была награждена дипломом Первой степени художника-любителя.

«Вдовы», 1980 год. Одна из немногих картин, написанных маслом. Большинство своих работ Нина Варфоломеева рисовала гуашью. Иллюстрация: Нина Варфоломеева

– Когда мне говорят: «Варфоломеева похожа на…», я тут же отвечаю – она была первая, – поясняет куратор выставки. – Известные мастера наивного искусства – Никифоров, Суворов и многие другие, появились позже. Сельский быт она начала изображать раньше всех, а мода на наив пришла только в 80-е. Музеи заказывали ей картины. Она рисовала много, отправляла туда. Но в музеях их или мало, или вообще нет. Это последствия дикого арт-рынка 90-х годов, когда многие работы отдавали даром, продавали за копейки, никто ничего не регулировал. Проследить путь некоторых картин мы до сих пор не можем.

Даже выставку «Четыре времени года» пришлось собирать из пяти коллекций: из собраний Музея русского лубка и наивного искусства, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, частных коллекций К. Богемской и А. Турчина (Москва), Асбестовского исторического музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Организаторы выставки отмечают, что имя Нины Варфоломеевой вошло во «Всемирную энциклопедию народного искусства», подготовленную югославским исследователем Ото Бихали-Мерлином в 1984 году. А в 1994 году её работы экспонировались на международной выставке «Инсита», которая проходила в Будапеште, во Дворце Эстерхази, при поддержке ЮНЕСКО. На выставке были показаны произведения художников из двух десятков стран. От России на «Инсите» были представлены всего 30 авторов, среди них – и Нина Варфоломеева.

Выставка в Екатеринбурге продлится до 15 сентября.

  • Опубликовано в №127 от 20.07.2019 под заголовком «Тревожат память»
Областная газета Свердловской области