Прозрачное кино? Министерство культуры опубликовало суммы господдержки отечественных фильмов

Кадр из фильм «Викинг», реж. А. Кравчук

«Викинг» вышел в прокат 29 декабря 2016 года. Кассовые сборы составили 1,4 млрд рублей. Фото: Кадр из фильм «Викинг», реж. А. Кравчук

В российском кинематографе произошла важная вещь: в Интернете появилась база данных господдержки, которую выделяли на производство и прокат фильмов по линии Министерства культуры России, а также Фонда кино (ФК). Данные представлены с 2015 года и ознакомиться с подробной информацией о проектах, запущенных в производство, бюджетах, должниках и сборах теперь может любой желающий.

– Эти системы выводят отношения с отраслью и качество работы с отечественным кинозрителем на новый уровень, как и степень открытости информации по государственной поддержке нашей киноиндустрии, – отметил на презентации проекта министр культуры России Владимир Мединский.

Пока что в базу загружены данные с 2015 года. Всего в ней 520 кинопроектов от 255 компаний, которые получили поддержку в ФК и в Минкульте. Важно, что в базе данных также фильмы, которые находятся в производстве и в прокат ещё не вышли, а также должники, не исполнившие свои финансовые обязательства. Кроме того, Владимир Мединский дал поручение к 1 января внести в базу все фильмы, которые получали поддержку Фонда кино с 2010 года и поддержку Минкультуры России с 2008 года. Так что в начале следующего года у нас будет ещё больше данных.

Информации, конечно, очень много. Если пройтись по верхам, то самые большие деньги получал «Викинг» Андрея Кравчука – 728 млн рублей. Это практически 60 процентов всего бюджета. И, что примечательно, из всей суммы лишь – 115 млн рублей были возвратные (средства, которые компания обязательно должна вернуть). На втором месте по поддержке – «Дуэлянт» Антона Мегердичева  – 450 млн (150 млн возвратных), тройку замыкает «Экипаж» Николая Лебедева – 442 млн (50 млн – возврата).

Авторское кино получает суммы в разы меньше. К примеру, победитель «Кинотавра» 2017 года «Аритмия» получила от Минкульта всего 30 млн рублей. «Сердце мира» и «Бык» – по 25 млн. Такую же сумму дали нашумевшей работе «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта.

Интересно увидеть в списке и свердловские проекты. Там есть несколько картин екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко – «Ангелы революции» (получили безвозвратные 28 млн), «Война Анны» – 25. Также в список занесена новая картина «Большие змеи Улли-Кале» (40 млн), находящаяся в производстве. Более того, среди новых проектов есть режиссёрская работа ученика Николая Коляды, драматурга Рината Ташимова «Латифа» (24,5), а также картина производства Свердловской киностудии – «Буран» Айнура Аскарова (подробнее о ней мы писали в №153 от 27.08.2019). На проект выделено 30 млн рублей. Добавим, что среди 520 кинопроектов этот фильм – единственный от Свердловской киностудии.

Важно, что теперь можно чётко увидеть список должников. По задумке министерства, это мотивирует как можно быстрее погасить свои обязательства, и пока они в чёрном списке – работы на финансирование рассматриваться не будут. Общая сумма, не возвращённая должниками, – 312 346 881 рубль возвратных средств. Более 500 млн было выделено компаниям на безвозвратной основе. В этом списке 18 проектов. Интересно, что часть из них – это готовые фильмы, имеющие фестивальный успех («Айка» и «Мальчик русский»), но часть средств так и не вернувшие. Некоторые проекты и вовсе не состоялись – например, «Тоска» студи «Чеченфильм».

Суммы, выделенные на отечественное кино, вопросов на самом деле порождают больше, чем дают ответов. Хорошо, посчитать государственные средства у кинопроизводителей теперь можно, но что делать с этой информацией простому зрителю? Увидеть, что на «Дуэлянта» было выделено 450 млн, а собрал он в прокате 365? Узнать, что в случае кассового успеха цифра возврата средств не растёт? Что дебютантов поддерживают мало? Что больше трети российских фильмов не окупили государственное финансирование на их производство?

Но на самом деле, за этим видится совсем другая проблема: сама же система распределения средств не стала прозрачнее. Не стало понятно, почему тот или иной проект (и за какие заслуги) получил огромные средства и как собирался их окупать в прокате, на что же именно тратились довольно большие суммы при производстве. И не надо быть большим специалистом, чтобы сравнить готовый продукт и деньги, выделенные на него.

Министерство культуры, безусловно, сделало шаг к зрителю. И хочется надеяться, что оно пойдёт в этом вопросе до конца, и, учитывая различные мнения, система станет более эффективной. Иначе наше кино в очередной раз будет обрастать мифами и критикой, от которой многие уже устали.

  • Опубликовано в №196 от 25.10.2019
Областная газета Свердловской области