Темы дня

«Лев Яшин. Вратарь моей мечты»: величие за кадром

Александр Фокин  в роли Льва Яшина

Александр Фокин в роли Льва Яшина. Вратарские прыжки исполнял вместо него внук Яшина Василий Фролов .Фото: К/Ф «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», реж. Василий Чигинский

На большие экраны вышла картина Василия Чигинского «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» – первое большое кинопроизведение, посвящённое легендарному голкиперу московского «Динамо» и сборной СССР. Двухчасовой фильм полностью построен на реальных фактах из биографии Яшина. Корреспонденты «Облгазеты» побывали на премьерном показе в Доме кино.

К любому фильму, в основу которого положены реальные события (равно как и биография конкретных людей), претензия всегда одна: факты. Дабы избежать неточностей и последующий обвинений, как это было, например, с «Легендой №17» и особенно с «Движением вверх», создатели активно консультировались с семьёй: вдовой Льва Ивановича Валентиной Тимофеевной и внуком Василием Фроловым, со «сменщиком» Яшина в «Динамо» Владимиром Пильгуем и нынешним вратарём Антоном Шуниным.

И как это часто бывает, то, что должно было стать главным достоинством, в итоге стало недостатком. Действие картины разгоняется, и со стремительной скоростью тасуются главные эпизоды карьеры Яшина.

Вот Яшин делает первые шаги на позиции вратаря в «Динамо», борется за место в основе против легендарного голкипера Алексея Хомича. Затем уже матч, травма Хомича, и Яшину дают шанс проявить себя в основе. Пропускает глупый гол. Хлоп – Яшина отстраняют от команды, и он уходит в хоккей. Хлоп – Михаил Якушин, тренер «Динамо», уговаривает вернуться в футбол. Хлоп – Яшин уже вратарь основы.

Дальше – больше. После большого блока о начале карьеры и о борьбе за место в основе «Динамо» зрители переносятся… на семь лет вперёд в финал первого чемпионата Европы 1960 года. Стоп. Сразу в финал? А Олимпийские игры в Мельбурне 1956 года? Там, напомним, у сборной было золото. А чемпионат мира по футболу 1958 года, когда сборная СССР уступила в 1/4 финала легендарной сборной Швеции? И наконец, а как Яшин в сборную-то попал? Конечно, те, кто интересуются футболом, знают подробности биографии Льва Ивановича, но разве они не должны быть показаны в фильме? И тут, в футбольном плане, перед нами уже хрестоматийный Лев Яшин – улыбка, нужный настрой, кепка. Так. А кепка? Главный талисман Яшина, без которой он на поле не выходил, и по ней его узнавали во всём мире, она откуда взялась?

Потом победа над югославами, радость игроков. В раздевалке тренер Гавриил Качалин произносит пафосную речь: «ваши имена будут вписаны в историю мирового футбола». А вот Виктор Понедельник, участник того матча, вспоминал забавный эпизод, как врач команды предсказал, кто забьёт в финале гол. Яшин пригрозил, что коль будет неправда – врачу не поздоровится. В итоге врача носили на руках. Ну почему нет этого?! Обидно.

Параллельно мы будем наблюдать за семейной жизнью Льва Ивановича. Знакомство с женой, свадьба, рождение детей. Трудности футбольной жизни – бесконечные сборы, разлука с близкими. Тут, конечно, всё на совести создателей. Но, уверены, Валентина Тимофеевна все факты проверила и достоверности добавила.

Небольшой акцент создатели делают на чемпионате мира 1962 года в Чили. После проигрыша в 1/4 всех собак спустят на Яшина. Мол, виноват в проигрыше он. Момент спорный. Но из сборной временно отстранят, потому будет дубль «Динамо». Хлоп – после депрессии громкое возвращение, поездка в Англию на матч, где он сыграет за сборную мира, потом прощание в СССР. Хлоп – и уже конец 80-х, в морозный день Яшин просит жену в последний раз отвезти его на стадион. Он будет стоять на пустом стадионе и вспомнит, как трибуны скандировали его имя. Трогательно.

Но красивый конец – это не весь фильм. Из-за того, что создатели всё же не сфокусировались на чём-то одном, а уместили практически двадцать лет игровой карьеры в двухчасовую картину, пропали важные вещи. Мы уже говорили об этом выше. Но это только верхушка айсберга. К примеру, все партнёры по команде, легенды советского футбола, такие как Нетто, Понедельник, Месхи, Иванов, Метревели, просто даны пунктиром. Никто из них не прорисован в фильме хоть как-то. Не говоря уже о других участниках футбольного процесса 60-х годов. А это, по сути, первый художественный фильм про ту уникальную команду!

Более того, держать в таком фильме, безусловно, должна работа главного актёра. Роль Льва Яшина доверили дебютанту – Александру Фокину. Фокин похож на молодого Яшина, не лишён обаяния. Не такой, может, мощный как футболист, но старается с большой ролью справляться. Но со всех доступных фото- и видеофрагментов Яшин всё-таки видится другим. Более открытым, добрым, человечным. Искренним. И всегда живым.

Примечательно, что вот на роли второго плана были приглашены артисты едва ли не первого порядка – Алексей Гуськов (тренер Михаил Якушин), Алексей Кравченко (великолепно исполнил Алексея Хомича), Евгений Дятлов (Аркадий Чернышёв), Виталий Хаев, Михаил Елисеев, Ян Цапник, Александр Самойленко и другие. В эпизоде появляется восходящая звезда сербского кино Милена Радулович.

Компьютерной графикой были воссозданы стадионы, костюмеры подобрали нужную одежду, актёров научили играть в футбол (не идеально). Даже раздевалка на «Парк де Пренс» в Париже воссоздана по фотографиям. Чего же больше?

Делать картину про Льва Яшина трудно. Лев Яшин – казалось бы, совершенно простые фамилия и имя, образуют магическую связку. Своеобразный код, пароль. С ним ассоциируется весь советский и постсоветский футбол. Просто футбол. Сейчас уже мало кто помнит, как именно Лев Иванович стоял на воротах, как отбивал удары, как подходил к мячу. Ну и что? Футбол – это Лев Яшин. Как космос – это Юрий Гагарин. Яшин – легенда… Только в фильме это как-то потерялось. Яшин показан, да, но величие словно оставлено за кадром и вынесено на афиши – «Лучший вратарь XX века по версии ФИФА». Так фильм и не ответит на вопрос, как из простого мальчишки, которому давали закурить, чтобы притупить голод и сон во время войны, он превратился в лучшего. В лучшего в мире.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №221 от 30.11.2019 
Областная газета Свердловской области