«Холоп»: сказка ложь, да в ней намёк

Кадр из фильма «Холоп», реж. К.Шипенко

Милош Бикович справился с поставленной задачей, убедительно изображая на экране преображение мажора в нормального человека. Кадр из фильма «Холоп», реж. К.Шипенко

Комедия Клима Шипенко «Холоп» продолжает свой триумфальный поход по российским кинотеатрам: за минувшие выходные картина собрала в прокате более 2,3 млрд рублей*. Учитывая доходы на территории страны – теперь это не только самая успешная комедия, но второй по сборам российский фильм в XXI веке. Впереди только «Движение вверх» (2,9 млрд), а позади остался «Т-34» (2,2 млрд). Давайте разбираться, чем так сильно приглянулся зрителям «Холоп».

Мы уже писали, что кассовые сборы картины – сродни новогоднему чуду. Впрочем, чудес, как известно, не бывает. А значит, есть какой-то рецепт, какая-то формула успеха, которая позволила выйти «Холопу» в неоспоримые лидеры. Основа этой самой формулы, на самом деле, проста: «Холоп» – это удачная комедия. Плюс показанная в нужное время.

Ничего, казалось бы, сложного нет. Но российские комедии последних лет чаще становятся объектом насмешек. Порой весьма заслуженно. Негативное отношение, конечно, разбавлено редкими примерами удачных работ, которые за последние лет десять можно пересчитать на пальцах одной руки.

И вот в новогоднем прокате появляется «Холоп» от Клима Шипенко. Молодого режиссёра, который уже в этом году выпустил фильм «Текст». «Два фильма за год?» – спросили многие настороженно. Ну ладно. «Холоп» – судя по трейлеру – картина не очень примечательная и не очень смешная, да и рекламы большой, в отличие от конкурентов, не имела. Но фильм тут же получил лучшую рекламу от самих зрителей – огромный «сарафан»: «А«Холоп«-то ничего!»

На экране – история московского мажора Гриши (его играет сербский актёр Милош Бикович). Гриша проводит вечера в дорогих клубах, домой ездит на дорогих машинах. Нарушает правила дорожного движения, но проблем, конечно, не имеет. Даёт деньги, а когда не получается – его «отмазывает» влиятельный и богатый папа (Александр Самойленко). В итоге после очередной выходки своего сына он решает поменять его жизнь. На помощь приходит подруга-режиссёр (Мария Миронова) и её знакомый психолог (Иван Охлобыстин). Они предлагают поместить Гришу в декорации XIX века, сделать обычным конюхом и по полной перевоспитать старорусскими методами…

Кадр из фильма «Холоп», реж. К.Шипенко
Главная женская роль отдана Александре Бортич (в центре). Фото: Кадр из фильма «Холоп», реж. К.Шипенко

Дальше зрители и мажор-Гришка отправляются в декорации позапрошлого века. Год – 1860. Тут и начинается самое веселье. Нанятые актёры с упоением разыгрывают спектакль, Гриша искренне недоумевает, ходит в лаптях, получает плети, хлебает щи и старается ужиться в новой реальности. Сказка!

Это ещё один из ключей успеха. «Холоп» сочетает в себе и сказку, и комедию, и мелодраму. Да ещё и с перемещением во времени. Подобные манипуляции, когда герой из современности отправляется (волей или неволей) в прошлое или будущее, притягивают зрительское внимание всегда. Примеров – масса. К примеру, «Холоп» чем-то напоминает «Ивана Васильевича», «Назад в будущее», французских «Пришельцев». Не копирует, а напоминает.

С другой стороны, создатели фильма не фокусируются на формуле «смешно и смешно». Комедийная линия не зациклена на злоключениях Гришки в вымышленной деревне. Тут, скорее, путь из «мажоров в люди» интереснее наблюдать. И это ещё одно важное достоинство фильма. Важность его состоит в том, что герой Биковича – узнаваем. И в итоге он получает по заслугам. Пусть хотя бы в кино.

Ещё один плюс – сам Милош Бикович. Не побоявшийся выйти за рамки амплуа типичного «бэд-боя» и невероятно притягательно сыгравший московского мажора и конюха. Искренне удивляясь на экране, почему в XIX веке «айфонов» ещё нет, и что больше всего ему не хватает Интернета и пуховой подушки.

Режиссёр Клим Шипенко не скрывает, что хотел своим фильмом понравиться зрителю. А что в этом плохого? И понравиться, как мы видим, можно, если не пускать каждые две минуты шутки «ниже пояса», если не быть пошлым, бесконечно назидательным. И при этом не потерять смысл за шоу на экране. Вот она – комедия. Смешная и поучительная. Местами, может, и не идеальная, с подзатянутым концом, чуть наивная, местами дурацкая, но ни разу не стыдная…

…И оказавшаяся ближе всего зрителю, который проголосовал рублём. Сделай где-то прокол, перегни с юмором, добавь больше пафоса – и не видать миллиардных сборов. Удивительно, но факт: «Холоп» собрал в разы больше «Союза спасения» и «Вторжения». Ещё одна показательная история – не всё решает огромный бюджет.

Коль всё бы решали деньги, то «Холоп» бы уступил: скромные 160 млн бюджета, против почти 800 млн у «Союза спасения» Андрея Кравчука и 700 млн у «Вторжения» Фёдора Бондарчука. Где бедному конюху тягаться? Но лёгкая и ироничная картина оказалась ближе к душе, чем историческое полотно о декабристах и продолжение про инопланетное вторжение.

«Вторжение», безусловно, свой миллиард тоже соберёт (на данный момент сборы – 861 млн), а «Союз спасения», наверное, окупит себя (сейчас собрано 636 млн), но запомнят ли их? А «Холопа» будут помнить как первую за много лет удачную комедию. А ещё – как веру в светлое будущее – комедии у нас делать могут. Если захотят.

___

* Здесь и далее – официальные данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №004 от 14.01.2020
Областная газета Свердловской области