Темы дня

«Калашников»: простой как выстрел

Юра Борисов в роли Михаила Калашникова

Юра Борисов идеально подошёл на роль Михаила Калашникова. Кадр из фильма «Калашников», реж. К.  Буслов

В преддверии Дня защитника Отечества в прокат вышел фильм «Калашников» – художественная экранизация биографии великого оружейного изобретателя, создателя без преувеличения всемирно известного автомата «АК-47» Михаила Калашникова. В картине – попытка показать путь, который проделал Калашников, чтобы создать легендарное оружие.

За картину взялись режиссёр Константин Буслов (у него, по сути, две работы – «Авантюристы» и «Бабло»), а также Сергей Бодров-старший. Второй был сначала вроде сорежиссёр, но в итоге двукратный номинант на премию «Оскар» значится одним из авторов сценария и сопродюсером. Крайне интересно было посмотреть, что снял бы Бодров-старший с его возможностями и связями, но режиссёром в итоге стал Буслов.

Казалось бы, про автомат «АК-47» знают все. А что знают о самом Калашникове? Если не подглядывать в источники, то биографию легендарного конструктора расскажут немногие. Ещё меньше – вспомнят об истории создания самого оружия.

При этом богатая на события жизнь Михаила Тимофеевича Калашникова, которому в 2019 году исполнилось бы 100 лет, полноценно ни одним режиссёром не была экранизирована. А рассказать о легенде, конечно, есть что: самородок из алтайской глубинки, окончивший школу-семилетку, в 28 лет смог изобрести оружие, которое по сей день находится на вооружении армий более 50 государств и даже изображён на знамёнах и гербах некоторых стран (а также на государственном флаге Мозамбика).

Создатели захватывают период с 1941 года по конец 40-х, периодически отсылая зрителя в детство Калашникова (его играет Юра Борисов). Это, в общем, стоит занести в актив режиссёру и сценаристам, поскольку Калашников прожил 94 года, и уместить в двухчасовой фильм всю жизнь конструктора было бы катастрофической ошибкой (наглядный пример – картина про Льва Яшина «Вратарь моей мечты»). Нам демонстрируют вехи его биографии: войну начал в 1941 году командиром танка, был ранен под Брянском, лечиться отправлен домой. Но молодой Михаил загорелся мыслью создать идеальное оружие для советского солдата и до родного Алтая не доехал, решив реализовать свою идею.

Тут ещё раз стоит сказать спасибо сценаристам: остальные детали биографии более менее удачно вплетаются в диалоги героев. Из них мы узнаём, что Калашников с самого детства тяготел к технике, мальчишкой ещё пытался что-то мастерить, потом работал в депо на станции, потом продолжал изобретать разные вещицы уже в армии.

Ну, а потом самое главное – конструкция собственного автомата в нескольких вариациях. Это и завязка, и кульминация, и закономерная развязка. Заявленный в описании «тернистый и долгий путь» в картине получается не таким уж тернистым и не таким уж долгим, если взять во внимание тот факт, что Калашников – самоучка. По стечению обстоятельств у него всё складывается более-менее удачно, автоматы как-то проектируются (все технические подробности сознательно опущены) и только рефлексия героя по поводу своего изобретения позволяет зрителю быть вовлечённым в процесс.

Остальное, увы, превращается в художественную хронику. Вот рабочие депо, в котором Калашников работает над автоматом, самоотверженно предлагают ему помощь, вот строгий генерал неожиданно оценил первый экземпляр, и так далее. Даже интриги никакой нет, поскольку конец фильма предельно ясен. И, если бы не Юра Борисов, который, бесспорно, в одиночку вытягивает на себе почти весь фильм, получилось бы совсем пресно.

После «Быка» у Борисова это первая главная роль. И видно, что в ней ему свободно, есть где повернуться. Где-то обаятельно улыбнуться, где-то быть наивным, где-то быть жёстким и при этом выглядеть максимально естественно. Это большая удача, если честно, что заглавная роль Калашникова досталась молодому и очень талантливому актёру, старательно проработавшему и изучившему своего героя.

В остальном повествование следует по накатанной. И хоть создателей уже успели уличить в искажении пары фактов в художественном фильме (!), от страниц биографии никто так толком и не отошёл. У создателей была вполне благая и даже просветительская миссия – частично рассказать о жизни и судьбе талантливого самородка Михаила Калашникова. Этот выстрел попал в мишень, а остальное – больше в «молоко».

«Автомат должен быть простым, как выстрел», – наставляет Калашникова один из конструкторов. Это применимо и к самому фильму, который обходит стороной практически всё, кроме создателя и его готового продукта. Война тут лишь в паре эпизодов, раскулаченный отец – упоминается вскользь, Сталин – только на фотографиях, о мыслях про страшную миссию изобретения, которые, безусловно, Калашникова мучили, ни слова. Зрителям на закуску остаётся лишь идиллическая картина, где солдаты маршируют с готовыми «АК-47». Остальное – за кадром.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №33 от 22.02.2020 
Областная газета Свердловской области