Каков рецепт кассового российского кино?

"Холоп" вышел в конце 2019 года и основные его сборы пришлись на 2020-й. Кадр из фильма "Холоп", режиссёр Клим Шипенко

"Холоп" вышел в конце 2019 года и основные его сборы пришлись на 2020-й. Кадр из фильма "Холоп", режиссёр Клим Шипенко

За прошедший год совокупные кассовые сборы кинопроката в России составили 55,5 млрд рублей. Это самый высокий показатель за всю историю российского проката. Такие цифры приводятся в ежегодном отчёте Фонда кино – «Российская киноиндустрия-2019». Сборы же российского кино в 2019 году составили 12,3 млрд рублей (22,1% от общего числа). На сеансы отечественных фильмов в кинотеатрах страны было продано 50,6 млн билетов. Давайте посмотрим, что россияне смотрели в прошлом году в кино и за что отдавали свои деньги.

Подробно рассказывать о голливудских гигантах, ставших лидерами сборов – смысла нет. Кто хочет пересмотреть на досуге «Мстителей» или «Короля Льва» – пожалуйста. Нам же важнее оценить, насколько конкурентоспособны были отечественные фильмы. Искусство – это, конечно, не соревнование, но зато можно сравнить и подвести итоги: что наши кинематографисты предлагали зрителю и насколько это было удачно.

ТОП-5 самых кассовых фильмов в российских кинотеатрах за 2019 год:

В 2019 году в прокат вышли 177 российских фильмов: 137 художественных, 9 анимационных, 26 документальных и 5 альманахов, производство которых осуществили 157 кинокомпаний. В 2018 году в прокат вышли только 142 отечественные картины. Следовательно, выбор был чуть больше.

Если обратиться к топ-20 самых кассовых фильмов 2019 года, то в списке окажутся* всего три отечественные картины: «Т-34» Алексея Сидорова (3-е место по России – 2,25 млрд), «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» Ильи Куликова (15-е место, 984 млн за прошедший год) и вторая часть этой же картины, с точно такими же режиссёром и названием (18-е место, 771 млн рублей).

Фонд кино в своём отчёте почему-то упоминает ещё и «Холопа» Клима Шипенко, который, напомним, стал самым кассовым российским фильмом (почти 3,1 млрд рублей). Да стал, но только в 2020 году. Выпущенный в прокат 26 декабря «Холоп» за первый уик-энд собрал 305 млн рублей, и уж, честности ради, в статистику прошлого года никак не попадает.

Три фильма, собравших большую кассу, вышли в России перед Новым годом или сразу после него, в праздники. В топы в этом году не затесалась ни одна отечественная картина, выпущенная в другое время. Совпадение? Скорее, тенденция, которая существует в нашем кино уже несколько лет. Не нужно быть особым провидцем, чтобы понять, как эти сборы генерируются. Главное, знать рецепт.

Но рецепт – это лишь набор ингредиентов. Зная их, теоретически можно сварить суп, но не у всех поваров супы вкусные. Зритель в конечном счёте голосует рублём, и обмануть его невозможно. Представить, что фильм откровенно плох, но почему-то собрал в прокате большие деньги – фантастика. «Сарафан» сработает быстрее любой рекламы, мы это по «Холопу» наглядно увидели. Силой загнать зрителя в кинозал тоже не получился. И если картина набирает миллионные сборы – значит, всё же кому-то пришлась «ко двору».

«Т-34», который романтизирует войну, играет с фактами, всё равно брал своими спецэффектами, сражениями, настоящими боевыми танками. Главную роль сыграл Александр Петров - ещё один «магнит». Местами уходя в имитацию компьютерной игры, «Т-34» быстро нашёл своего зрителя. «Приключенческий экшн-блокбастер» – так именовали его сами создатели. И, конечно, фильм вышел в первые праздничные дни 2019 года. Картину посмотрели в кинотеатрах 8,8 млн человек.

«Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» – полный метр, родившийся из популярного сериала про молодого оперативника элитного отдела «Барвиха Северное» и его отношений с начальством. Комедия (также выпущенная в прокат перед Новым годом) благодаря бесконечной харизме Сергея Бурунова и опять же таки с Александром Петровым и Александрой Бортич – своих зрителей быстро нашла. Кто не хотел грузить себя танками и войной, пошёл искать шутки и смех в «Полицейском». Сначала в первом, а потом и во втором. Будет ещё и третий, вы уж поверьте.

«Холоп», кстати, тоже уверенно сыграл на этом поле. Он оказался универсальным выбором между «Союзом спасения» и «Вторжением». Ни первая картина, ни вторая не смогли приблизиться к истории про Гришку-конюха, вставшего на путь исправления. Конечно, если смотреть «Холопа» вне контекста – особых эмоций он не вызывает, но и не отторгает, как многие отечественные комедии. Свою роль в больших сборах, безусловно, сыграл и Милош Бикович – настоящий секс-символ современного кино. Более того, «Холоп» не изобиловал пошлыми шутками, не пытался излишне морализировать, опускаться «ниже пояса». И как мало, оказалось, нужно, чтобы понравиться зрителю.

Успех «Холопа», думается, ещё долго будут разбирать, анализировать, а позже – пытаться применить. Но, с другой стороны, во всех перечисленных фильмах хоть и можно найти ингредиенты, необходимые для «вкусного супа», важнее другое – делать честное кино. И коль будет так, никакие рецепты уже будут не нужны. Ни новогодние, ни универсальные, ни какие-либо другие.

____

*Здесь и далее – официальные данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).

Областная газета Свердловской области