В кино — новая привычка?

Заполненных залов после открытия не будет. Рядом смогут сидеть лишь члены одной семьи. Фото: Владимир Мартьянов

Заполненных залов после открытия не будет. Рядом смогут сидеть лишь члены одной семьи. Фото: Владимир Мартьянов

Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Чернышенко на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным заявил, что кинотеатры в России смогут открыться 15 июля. Решение по открытию в регионах примут местные власти, исходя из эпидемиологической обстановки. Сами кинотеатры готовы начать работу и обеспечить необходимую безопасность. Но вопросы остаются. Главный - что показывать? И как привлечь людей спустя почти четыре месяца?

«По возможности»

Кинотеатры в области закрыты с конца марта. Понятно, что их открытие — вопрос более тонкий и сложный, чем, например, возобновление деятельности библиотек. Человек проводит в зале два - два с половиной часа, сидит в закрытом помещении, соседствует с другими зрителями.

Решить эти проблемы хотя бы отчасти должны рекомендации Роспотребнадзора. Правила были разработаны ещё в мае: на пяти станицах объяснено, каким образом должны вести себя сотрудники кинотеатров и сами зрители.

Например, там говорится, что зрителей нужно рассаживать в метре друг от друга (то есть никоим образом получить полные залы мы не должны), все должны носить маски (сотрудники ещё и перчатки), должны быть санитайзеры, частая дезинфекция всех контактных поверхностей, проветривания и так далее. Ещё рекомендуется покупку билетов и продуктов кинобара осуществлять бесконтактным способом.

Здесь тоже возникают вопросы. Во-первых, смущает «рекомендательный» характер. В некоторых пунктах и вовсе говорится «по возможности» (например, проветривать служебные помещения). А если возможности нет? Можно не делать? Во-вторых, запрещён приём пищи на рабочих местах, но никто не запрещает есть продукцию баров. Значит, попкорн купить и есть можно? А как же маска? Снимать её? А это безопасно?

Убытки, убытки, убытки

Кинотеатры, как, наверное, кафе, бары и рестораны, понять можно. Так, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, по итогам года российский прокат может потерять 38 млрд рублей, а суммарные потери составят 48 млрд. При этом за весь 2019 год кассовые сборы киносетей составили 55,5 млрд рублей.

Ситуация осложняется ещё и тем, что даже если кинотеатры резко откроются с 15 июля, то на большие доходы им вряд ли придётся рассчитывать.

Представители одной из крупнейших киносетей в стране – «Премьер Зала» – пояснили «Облгазете», что первое время будут фиксироваться убытки. На большой зрительский поток пока рассчитывать не приходится, поскольку большинство студийных фильмов, в том числе голливудских, были перенесены, люди будут опасаться посещать общественные места и в целом снизилась платёжеспособность.

По мнению директора сети Владимира Петелина кинотеатры смогут вернуться на прежнюю посещаемость где-то к Новому году, но начинать нужно как можно раньше.

Эксперты отмечают, что около десяти процентов кинотеатров могут не открыться.

Репертуарные проблемы и новые привычки

За кадром для многих остаётся одна из важнейших проблем кинотеатров — репертуар. Пандемия коронавируса вмешалась во все стадии кинопроизводства — от планирования съёмок — до непосредственного выхода в прокат.

Премьеры фильмов пришлось спешно откладывать на неопределённый срок. Часть картин остались без конкретных дат, часть приходится переносить с одного месяца не другой.

И если кинотеатры откроются в июле, то что они смогут предложить? Ожидаемые и потенциально кассовые фильмы - «Довод» (новый фильм Кристофера Нолана) и «Мулан» (ремейк одноименного мультфильма от «Disney») предварительно перенесли на август. И далеко не факт, что они смогут быть показаны и в последний месяц лета.

Громких российских премьер на июль пока что не запланировано. Есть шансы у комедии Евгения Шелякина «Хэппи-энд» (создатели вроде как готовы оперативно выпустить её в прокат). Непонятно готовы ли показать зрителю запланированные громкие премьеры весны - «Стрельцов» и «На острие».

Скорее всего, прокатчикам придётся предложить то, что уже было в кинотеатрах, либо авторские релизы, не имеющие столь большого проката. По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), в каких-то кинотеатрах в стране прокат ограниченно, но проходит. Так, небольшие суммы набирают фильмы «Прокатчики» и «Тролли. Мировой тур». И здесь же встаёт другой вопрос: эти фильмы уже доступны на онлайн-платформах, так зачем рисковать и идти на них в кино?

Онлайн-платформы за время карантина успели переманить к себе зрителя. Тут всё понятно — смотреть кино не выходя из дома безопасно. Проблемы с контентом тоже особо нет, часть платформ и вовсе выпустили у себя премьеры (как, например, российский блокбастер «Спутник). И теперь кинотеатрам предстоит не только найти себе репертуар, но и привлечь зрителя обратно. А без первого пункта сделать это очень сложно.

Эксперты отмечают, что киносетям необходимо вновь стать местом общения и проведения досуга. Кроме того, предложить испытывать эмоции от просмотра. Вновь быть для зрителей киноклубами, проводить встречи с режиссёрами, актёрами.

- Надо будет работать с аудиторией по-новому, - отмечают в «Премьер-Зале» - Например, создавать библиотеку проката – фильмы, уже вышедшие из оборота, но имевшие популярность. Чтобы кинотеатры могли брать необходимую картину для проката, даже разового, и показывать. Это, например, оскаровские подборки, ретроспективы и так далее. Надо будет также активно брать фестивальное кино. Кинотеатрам придётся изменить курс с показа ярких голливудских блокбастеров на более креативную форму.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №119 от 04.07.2020 под заголовком «Вновь привлечь зрителя».

Сюжет

Ситуация с коронавирусом в Свердловской области
Официальная информация о заболевших на Среднем Урале

Областная газета Свердловской области