Как географ сына понял

"Далекие близкие"

Главные герои фильма: учитель географии и садовод Борис, сыгранный Евгением Сытым, его сын Миша (Филипп Авдеев) и желтый дом на колесах, проехавший через всю страну. Фото: Кинокомпания «Централ Партнершип»

В прокат вышел полнометражный дебют екатеринбургского режиссера Ивана СОСНИНА «Далекие близкие». Картина о путешествии отца и сына из Хабаровска в Москву уже получила призы на фестивале «Окно в Европу» и теперь готовится завоевать еще одну важную награду – любовь широкого зрителя. Пётр КАБАНОВ рассказывает о премьере.

Проблемы небольшие, но важные

31-летий Иван Соснин когда-то начинал с клипов, потом перешел на короткометражное кино, наснимав больше 15 картин на самые разнообразные темы. Режиссер-самоучка родом из Невьянска быстро выбрал свое направление – доброе кино. Путь рискованный, потому что соблазн завалиться на одну сторону и снимать бесконечный позитив со счастливым концом велик. Труднее идти по грани, но Иван по ней шел, показывая, что у непростых проблем нашей жизни есть порой необычные решения.

В короткометражке «Интервью» девушка нашла способ поговорить с отцом, которого никогда не видела. Для этого она пришла брать у него интервью. В фильме «Урок экологии» учитель биологии решил своим собственным примером показать, что такое бороться за окружающую среду и переехал жить в палатку на место застройки парка. В «Большой восьмерке» простой рабочий, не добившись правды, забрал жить к себе бездомных собак.

– Думаю, что отчасти это пошло от того, что в России недостаток позитивного и доброго кино, – рассказывал «ОГ» Иван. – Мне изначально хотелось снимать что-то такое. Не потому, что я стараюсь придумать сценарий именно на заданную проблему. Я сажусь писать и думаю, что интересно именно мне. К примеру, меня волнует проблема бездомных животных. Так родилась история «Большая восьмёрка». Иногда, как мне кажется, проблемы небольшие, но для меня важные.

Путешествие, которое заставляет работать чувства

«Далекие близкие», вероятно, тоже выросли из такой парадигмы. Извечная тема отцов и детей в отечественном кино была уже представлена в разных формах. Полутонов было мало. Были то комедии, то драмы. Удачные и не очень. Иван опять рискнул и решил идти по хрупкому льду, стараясь не провалиться в жанровую ловушку.

Была и вторая ловушка, в которую легко угодить – это превратить фильм в роуд-муви, только в дорожное приключение из точки А в точку Б. Где легко размыть тему, как фон за окном машины. Но наличие собственного почерка у молодого режиссера помогло ему по большей степени обойти коварные места, создав самобытную картину.

Итак, как мы уже писали, в фильме два главных героя: Борис (Евгений Сытый) и его сын Миша (Филипп Авдеев). Оба живут в Хабаровске. Борис преподает географию в школе, без всякого энтузиазма объясняя детям про страну, реки и озера. Во внеурочное время занимается своим огородом и собакой. Но вот с сыном общий язык найти не может. Миша лишнего общения с отцом тоже не ищет (мамы у них нет уже несколько лет), но при этом дарит отцу на день рождения подержанный смартфон, с которого, в общем, все и начинается.

Желтый дом на колесах 1991 года выпуска проехал от Санкт-Петербурга до Хабаровска и обратно. Фото: Кинокомпания «Централ Партнершип»

Старенький телефон – почти чеховское ружье. Разве что стреляет сразу. Борис активно начинает его осваивать и завязывает переписку с женщиной-садоводом Надеждой (Елена Яковлева). Они обмениваются фотографиями урожая, так – слово за слово – наш герой решает встретиться с ней лично, чтобы показать свой огромный баклажан. Этот неловкий эвфемизм, как и другой незатейливый юмор в фильме (каламбуры из разряда глухого телефона – «тучи – пучит»), единственное сразу бросающееся в глаза слабое звено. Благо с подобными шутками авторы не перебарщивают. В общем, Борис хочет увидеться с Надеждой, но есть маленькая проблема – она живет в Москве. Хотя сразу появилось и решение – сын Миша собирается перегонять туда целый дом на колесах, и отец, недолго думая, отправляется с ним.

Борис, продолжая чеховскую тему, – человек в футляре, замкнутый на собственном огороде и школе, настоящий бука, прозванный за глаза «лешим». Учитель географии, который не выезжал за пределы своего города. Такая поездка, на первый взгляд, попытка вылезти из футляра, а на второй – наладить отношения с сыном. Второй пункт проявляется уже по ходу действия. Все-таки два человека в одной машине должны о чем-то говорить на протяжении 8 000 километров.

«Путешествовать – полезно, это заставляет работать воображение», – так начинался революционный роман Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи». Пожалуй, в «Далеких близких» путешествие еще и заставляет работать чувства. Впервые за долгое время отец и сын начинают просто общаться друг с другом. Застывшие отношения уже немолодого отца и взрослого сына начинают потихоньку таять, каждый говорит об обидах прошлого. Они близкие люди, но при этом далеки друг от друга, как Хабаровск от Москвы.

И не все у них получается сразу. Героям предстоит череда дорожных приключений. Они чуть не утонут в Байкале, застрянут где-то в болотах, украдут поросенка, рассорятся так, что Миша высадит отца на ближайшем вокзале, но в конце концов поймут, что ближе друг друга у них никого нет.

«Далекие близкие» оказывают почти терапевтический эффект. Путешествие через всю страну с самыми красивыми и живописными ее видами одновременно успокаивает и заставляет пойти собирать чемодан. Потому что тот же Байкал, с одной стороны, такой близкий, а с другой – далекий. Столько знаем про него, но все никак не доедем.

Евгений Сытый
Евгений Сытый. Фото: Кинокомпания «Централ Партнершип»

Во многом этот терапевтический эффект вызван игрой Евгения Сытого. В череде совсем разных ролей Евгений Сытый не играет в фильме, а живет. Каждая его фраза не то импровизация на площадке, не то вообще что-то личное, кажется даже не вписанное в сценарий. Он непростой человек в картине, но до дрожи трогательный. Исхудавший за время тяжелой болезни, но с огоньком в глазах, с букетом из цветной капусты Евгений Сытый прочувствовал своего персонажа, но, к сожалению, не увидел конечного результата – актер скончался в марте 2022 года…

«Далекие близкие» кино и семейное, и вполне личное, и народное. Про тему отцов и детей будут снимать еще много, но так ли часто будут говорить о ней, как Иван, по-доброму? Доброта спасла героев фильма. Может, спасет и наше кино.

  • Опубликовано в №182 от 05.10.2022
Областная газета Свердловской области