«Танки»: здесь не про войну

Кадр из фильма «Танки», реж. Ким Дружинин

Андрею Мерзликину пришлось на себе испытать все трудности работы в «полевых» условиях

В четверг, 26 апреля, в российский прокат вышел фильм «Танки». Картина Кима Дружинина (предыдущая крупная его работа — «28 панфиловцев»), вполне естественно, стала обсуждаться ещё до выхода на экраны: опять про войну, опять будут неточности, и вообще всё было не так. Корреспондент «Областной газеты» посмотрел фильм и убедился: он вовсе не про войну, а про танки. И про Михаила Кошкина. А после премьеры пообщался с исполнителем главной роли — Андреем Мерзликиным.

Снимать в России кино про войну — задача не из лёгких. Хотя гораздо честнее сказать, что, какой бы фильм ни был, всё равно на него выльется масса критики. Печально, что чаще всего художественный фильм начинают (почему-то) воспринимать как документальное произведение — автоматы не те, дело было не в июне, а в июле, лампасы не такие и так далее.

В этой связи, конечно, «Танки» здорово отошли от оригинальной истории. А была она такая: в марте 1940 года из Харькова в Москву для демонстрации двух моделей Т-34 властям был осуществлён пробег, в котором принял участие главный конструктор этих танков, инженер Михаил Ильич Кошкин. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов. Но не учебник истории же.

Кадр из фильма Танки

А вот и те самые танки, уже на Красной площади. Кадр из фильма

В картине (и об этом заранее предупреждают) эта история сильно видоизменилась. Кошкин и его танки есть, пробег тоже (правда, летом). Но сценарий включает в себя массу придумок и наворотов. Так, танкопробегу на каждом этапе пытаются помешать шпионы (читай — немцы) и разбойники. Серьёзная история превращена создателями в некий роуд-муви (фильм-путешествие) с его классическими атрибутами — дорожными неурядицами и бесконечными проблемами. И самое главное — фильм не про войну. До её начала ещё больше года, а танк выстрелит всего один раз.

Да, кто хотел реальной истории — идти не стоит. Для тех, кто хочет посмотреть на настоящие модели танков, съёмки внутри боевой машины, разухабистые гонки на Т-34 — почему бы и нет. Удивительно, но фильм смотрится легко, порой превращаясь в старый, добрый приключенческий фильм, с отголосками не то «Неуловимых мстителей», не то «Дачную поездку сержанта Цыбули».

Главную роль — Михаила Кошкина — играет Андрей МЕРЗЛИКИН. После показа он подробно ответил на все вопросы.

Разговор начинается ещё до вопросов. Актёр сам всё понимает (это я про сложность создания военных фильмов) и в самом начале выдаёт спич.

— Написано: «От создателей «28 панфиловцев», и всё… Сразу зрители разделились — кому нравится, а кто против, — говорит Мерзликин. — Причём тут это? Нарисовали танк — фильм про войну. Приходится по три часа объяснять, что фильм не про войну. Хочется привлечь репликой, что фильм простой, понятный, лёгкий, но со смыслом. Он про людей идейных, совестливых. Думаю, что зритель наш соскучился по таким героям. Можно снять заунывное кино, с кучей технических терминов и рассказывать про борьбу конструкторских бюро, а можно привлекать зрительскую аудиторию другими формами.

Андрей Мерзликин сыграл в фильме роль Михаила Кошкина. Фото: Алексей Кунилов

— Как вы попали в проект? Вас привлекла личность конструктора Михаила Кошкина?

— Честно признаюсь, я не до конца знал все подробности создания танка и этого пробега. Про Кошкина мне также было мало известно. В какой-то момент позвонил Ким Дружинин и предложил сыграть Михаила Ильича. Я согласился. Потом уже узнал, что они искали актёра, похожего на Кошкина. Да и «28 панфиловцев» мне нравились. Я считаю, что Дружинин большой кинематографист, который должен больше снимать кино.

— Как готовились к роли?

— Я пытался разобраться, в чём гений Кошкина. Что же он такого революционного сделал в танкостроении. И вы знаете — понял. Кошкин идейный человек. В фильме это ярко показано. Это вообще важная вещь — показывать людей, преданных делу. Но он любил авантюризм. Без этого тоже никуда. Вот на этих двух аспектах я и сосредоточился.

— Почти весь фильм — полевые условия. Расскажите о трудностях во время съёмочного процесса.

— Для исполнения собственно роли — особых сложностей не возникло. А в съёмочном процессе — это два дня, когда снимали сцену перестрелки. Работали на известковом карьере, и эта самая известь попадала везде! На волосы, одежду, кожу. Мы три дня просто отмывались потом. Бедные костюмеры (смеётся). А ещё Ким не разрешил надевать шлемы, как танкистам. Говорю ему: «Ким, ну как без них?». А он мне: «Андрей, у тебя такая причёска. Как мы можем её испортить?».

Андрей Мерзликин

Андрей Мерзликин остался доволен фильмом. Фото: Алексей Кунилов

— К самому танку долго привыкали?

— Долго репетировали, как правильно залезать и вылезать. Чтобы зритель не думал, что мы это делаем в первый раз. А потом привыкли и ехал как на машине. Мой сын, кстати, тоже был на съёмках. Вот он-то накатался на танке до конца жизни.

— Вы согласны с утверждением, что «Танки» местами похож на советские фильмы?

— Уверен, что Ким Дружинин закладывал эту мысль. Он, например, использовал даже такой советский приём, как макетирование: два игрушечных танка снимали, а потом казалось, что настоящие. Для режиссёра фильм был важен как форма, а не как самореализация. Да, я ловил себя на мысли, что эта картина напоминает советские ленты. Мне даже кажется, что Аглая Тарасова (играет в фильме одну из главных ролей. — Прим. «Облгазеты») очень похожа на актрису 50-х годов прошлого века.

Андрей Мерзликин: «Студия сопоставила меня и фотографию Кошкина, и тут же мне позвонил режиссёр. Мне стало очень приятно». Фото: Алексей Кунилов

— Вы остались довольны работой?

— Мне задают этот вопрос, а я отвечаю на него так: фильм понравился моему сыну. Мы смотрели фильм вместе с ним на обычном показе. Я поймал себя на мысли, что реакция Фёдора (сын актёра. — Прим. «Облгазеты») совпала с реакцией людей в зале. Я повторюсь, что такие картины нужны. Особенно для молодёжи. Меня вообще удивляет ситуация, что в России всегда сильно критикуют фильмы. Очень сильно. Мне уже столько писем прислали с разными замечаниями. В одном из них написали, что мы кощунники. Разве это нормально? У нас фильм для подростков критикуют и разбивают в пух и прах. Думаю, что мы все должны лить воду на мельницу под названием «Кино».

Областная газета Свердловской области