Пять лет без Алексея Балабанова: «Он всю жизнь говорил правду»

Евгений Горенбург и Юрий Дудь в родной школе Балабанова - гимназии №2, в переулке Пестеревском. Фото: Скриншот из фильма «Балабанов», ютуб-канал Ю.Дудя

Евгений Горенбург и Юрий Дудь в родной школе Балабанова - гимназии №2, в переулке Пестеревском. Фото: Скриншот из фильма «Балабанов», ютуб-канал Ю.Дудя

Сегодня, 18 мая 2018 года, – ровно пять лет со дня смерти свердловчанина, российского кинорежиссёра Алексея Балабанова. В преддверии этой даты российский журналист и ныне видеоблогер Юрий Дудь снял двухчасовой документальный фильм об Алексее Октябриновиче, с воспоминаниями родных, друзей, коллег. В 130 минутной картине лейтмотивом проходит мысль: Балабанов – один из главных русских режиссёров современности.

Не так давно в Екатеринбурге на фестивале документального кино «Россия» показывали фильм ученицы Сергея Мирошниченко Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович» («Облгазета» подробно рассказывала о нём в номере № 184 от 4 октября 2017 года), до этого вышла (и успели её переиздать) первая обстоятельная биография режиссёра – книга «Балабанов» Марии Кувшиновой. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге несколько лет проходят «Балабановские чтения». Это список можно продолжить. Балабанова нет пять лет, но память о нём живёт. И будет жить.

Алексей Балабанов (в центре) и оператор его большинства фильмов Сергей Астахов (справа). Рабочий момент на съёмках. Фото: Скриншот из фильма «Балабанов», ютуб-канал Ю.Дудя

Юрий Дудь и сам не впервые обращается к этой теме. Ранее он уже делал фильм про Сергея Бодрова-младшего, в котором рассказывал и про Алексея Балабанова. В этот раз все два часа посвящены режиссёру.

«Балабанов очень любил нашу страну и особенно наших людей и именно поэтому никогда не боялся говорить об их недостатках. Иногда он делал это настолько жутко, что зрителей разрывало от ужаса и гнева», – говорит в предисловии к фильму сам Дудь.

Далее – два часа интервью с женой режиссёра Надеждой Васильевой, его младшим сыном Петром, продюсером практически всех фильмов Бабаланова Сергеем Сельяновым, актрисой, сыгравшей в скандальном «Грузе 200» Агнией Кузнецовой и близким другом Евгением Горенбургом. Мы процитируем самые яркие высказывания героев картины, чтобы понять, почему Балабанов – главный русский режиссёр современности.

Надежда Васильева: «Увидела его, конечно, в кино. Смотрела «Счастливые дни» по приглашению оператора Серёжи Астахова. И в середине фильма подумала, что человек на экране, который прячется в лодку, идентичен тому, кто его туда спрятал – режиссёру. И поняла, что я хотела бы выйти за него замуж. Потому что тот мир, который он создал на экране, очень близок мне по духу. А потом уже я увидела его на «Ленфильме», и, как в «Мастере и Маргарите», любовь выскочила из-за угла и пронзила ножом. Я считаю, что люди должны вместе быть только тогда, когда они любят друг друга. Потому что враньё ведет только к краху. Во всех областях, и в творчестве тоже. Надо просто быть честным. А Лешка был очень честным».

Евгений Горенбург: «Он не мог придумать ничего искусственного. Он делал обычно, но гениально. Как оно есть, он так всё и снимал, ничего не нарушая в повседневности. И в этом его основная магия.

У меня, к сожалению, есть такая гнусная мыслишка, что Лёха пошёл по пути Артюра Рембо – саморазрушение. И разрушился насовсем. Когда я посмотрел «Кочегара», у меня, да и не только у меня, было ощущение, что он выскреб себя дочиста. И больше сказать нечего».

Сергей Сельянов: «Он с актёрами не репетировал. Он даже не разговаривал. Он видел кого-то и сразу понимал, что ему нужно. Балабанов брал и снимал. Единственная его реплика была – «Перетопил!» или «Перетопила!». Значит, сыграл на три зарплаты. Основной его посыл был для актёров – не играй. Он так прямо и говорил. Это очень правильный метод делать кино».

У Лёши всегда были идеи, и они были разные. Он режиссёр от Бога. Я не вмешивался, знал: чтобы он ни сделал, будет жемчужина. Леша не делал фильмы про порнографию, бандитов или что-то ещё. Он всё делал про людей. Вот, например, снимать фильм «Про уродов и людей» с просто хорошим режиссёром я бы не стал. Там до обрыва – один шаг. Ещё чуть-чуть и образовалась бы пошлая дрянь. Также и в «Грузе 200». А Балабанов – режиссёр со всех больших букв.

После Кармадона Лёша хотел умереть. Это достаточно долго продолжалось. Он действительно хотел, чтобы жизнь как-то закончилась. Он человек прямой и честный, поэтому в этом не было игры. Он всю жизнь говорил правду. В фильмах, и про самого себя».

  • Опубликовано в №84 от 18.05.2018
Областная газета Свердловской области