«За жизнь не стыдно»: режиссёр Михаил Расходников об одном из самых обсуждаемых фильмов «Кинотавра»

Фильм «Временные трудности» выходит в прокат 11 октября. Вероятно, после выхода на большой экран картина об отношениях отца и сына станет очень резонансной, и уже по всей стране. Кадр из фильма "Временные трудности", реж. М. Расходников

Фильм «Временные трудности» выходит в прокат 11 октября. Вероятно, после выхода на большой экран картина об отношениях отца и сына станет очень резонансной, и уже по всей стране. Кадр из фильма "Временные трудности", реж. М. Расходников

В основном конкурсе «Кинотавра» показали фильм Михаила Расходникова «Временные трудности». История про мальчика Сашу Королёва, который родился с детским церебральным параличом, а его отец решил любыми методами поставить его на ноги, стала едва ли не самой скандальной и обсуждаемой картиной 29-го «Кинотавра». Вместе с режиссёром мы попытались разобраться, почему зрителями и критиками картина была принята столь неоднозначно.

Аншлаг и аплодисменты на вечернем показе оказались лишь затишьем перед бурей. На утренней пресс-конференции уже второй вопрос ударил создателям не в бровь, как говорится, а в глаз: «А вам не стыдно за картину?», – раздалось из зала. Затем общение с журналистами превратилось в перепалку, точнее в нападение, которое пришлось отбивать авторам фильма.

В основе фильма лежит реальная история Аркадия Цукера. Да, картина о том, как отец (Иван Охлобыстин) ставит на ноги больного ДЦП сына (Риналь Мухаметов), местами получилась жёсткой. Методы отца, который решил, что ребёнок у него вполне здоровый, журналисты сравнили едва ли не с фашизмом. Сцена, где родной отец увозит парализованного сына в лес и заставляет ползти до дома, вызвала бурю эмоций. Однако в дальнейшем сын встаёт на ноги и становится лучшим бизнес-консультантом страны. Всё это – реальные факты из жизни Аркадия Цукера.

– Реакция – это же на самом деле нормально, – рассказывает «Облгазете» Михаил. – Сначала были трудности на съёмках, и когда каждый день что-то идёт не так, то к подобным вещам относишься легче. Да и вообще, после того как мы разобрались в истории, стали понимать, что наши проблемы – ничто.

– Михаил, а ещё перед началом съёмок вы не боялись, что зритель картину не примет? Всё-таки делать фильм про людей с ограниченными возможностями – дело непростое.

– А что теперь – молчать? Любое высказывание на «настоящую тему» – необходимо. Нужно не бояться рассуждать, рассматривать, разбираться. Понимаете, в фильме отец не опустил руки, он начал что-то делать. Он не отправил ребёнка в интернат. Про это мне и хотелось рассказать. Мы делали это от чистого сердца, вся команда.

– Вы, насколько я понял, консультировались с героем реальной истории – Аркадием Цукером?

– Да, показывали ему материалы, сверялись. Все факты, все ключевые событие – соблюдены. Вообще, всё что показано в фильме – это жизнь. За жизнь не стыдно. Это же судьба человека, и как он с этим боролся. Для меня инвалидов нет. Мы же на самом деле и сами все в чём-то ограничены. И только от нас зависит, как мы к этому относимся.

– Больше споров возникло про фигуру отца, которого уже с кем только не сравнили. Даже со Сталиным

– Никакой отсылки, например, к Сталину абсолютно нет. В фильме главное – отношения: отец и сын. Он всё это делает во имя любви. Да, с учётом своего характера и прямоты рабочего человека. Это история и возникла, когда Аркадий рассказывал об отце. Тяжело вспоминал эти моменты. Когда я его довольно откровенно спросил: а не считаешь ли ты, что ты многого добился благодаря отцу? Он очень жёстко ответил – нет. Но в ходе работы над фильмом сам для себя переосмыслил эту историю. Он осознал, что многое – это лишь детские воспоминания. В этом и есть интерес. Это же исследование. Посмотреть с разных сторон и разобраться.

– Печальнее всего, что фильму начали примешивать какие-то политические мотивы.

– Никакого отношения к политике фильм не имеет. Даже близко. Все истории первой половины фильма – восприятие мальчика. Только в конце мы узнаем, что, оказывается, всё было не так однозначно. Путь отца состоит из ошибок и побед. И что хорошо, а что плохо – нужно решить зрителю. Там много противоречий, но это и составляет кино.

– Кстати, насчёт финала. После показа многие, в том числе и я, ожидали того, что фильм закончится не хеппи-эндом. Выходит, что герой понимает, что нужно прощать?

– Наоборот, в угоду жанра мы хотели не делать хеппи-энд. Но жизнь – она учит прощать. Я бы не сказал, что фильм заканчивается хорошо. Он заканчивается закономерно. Это правда нашей жизни. У героя происходит внутренний рост, и в этом тоже его победа. Может, даже больше, чем преодоление своего недуга.

  • Опубликовано в №98 от 07.06.2018
Областная газета Свердловской области