Кино. Лето. А не сходить ли мне туда?

Для роли Майка Науменко Роману Билыку (слева) пришлось отращивать волосы. Скриншот трейлера фильма «Лето»

Для роли Майка Науменко Роману Билыку (слева) пришлось отращивать волосы. Скриншот трейлера фильма «Лето»

Сегодня на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Лето» режиссёра Кирилла Серебренникова. Картина повествует о Ленинградском рок-клубе, о начале карьеры Виктора Цоя, его отношениях с Майком Науменко и его супругой Натальей.

Весь фильм «Лето» снят в чёрно-белых тонах, которые идеально дополняют картину Ленинграда 80-х, передают его антураж. Квартирники, рок-клуб, питерские подъезды и улицы – режиссёр переносит нас в то время, когда рок-музыка в СССР выходила на пик популярности. В основе картины заложены отношения лидера Ленинградского рок-клуба, солиста группы «Зоопарк» Майка Науменко (Роман Билык) и никому на тот момент не известного Виктора Цоя (Тео Ю).

Солист группы «Кино» (кстати, в фильме есть сцена, в которой музыканты и придумывают название группы) вместе со своим другом попадает на «прослушивание» к Майку. Эти пробы проходили в стиле рок – на пляже, с кучей алкоголя и драйва, присущего подобным тусовкам.

При этом жизнь главных героев кардинально меняется. Науменко пытается помочь Цою выйти на сцену рок-клуба, обсуждает с ним новые песни, слушает пластинки. Виктор становится частым гостем в доме семьи Науменко и, по классике жанра, заводит роман с женой Майка – Натальей (Ирина Старшенбаум).

Несмотря на это, Науменко продолжает помогать Цою, хотя у самого в творчестве наступает кризис. Более того, именно Майк приходит на помощь Цою и его музыкантам на первом выступлении «Кино» на сцене Ленинградского рок-клуба: молодых музыкантов публика не воспринимает, но соло Науменко приводит публику в восторг и спасает ситуацию.

У картины есть две отличительных особенности. Во-первых, на протяжении всего фильма в кадре появляется «скептик» (Александр Кузнецов). После некоторых сцен он возникал с табличкой «Этого не было», и фильм продолжался. Кирилл Серебренников сформировал свои истории вокруг личностей Цоя и Науменко, и «скептик» является той самой гранью, через которую нельзя было перейти, он возвращал зрителя в реальность.

Во-вторых, картина полностью пропитана музыкой. Звучат песни «Кино», «Зоопарка» (главный саундтрек фильма – композиция Науменко «Лето», перепетая Билыком). Кстати, исполнительская манера Романа, его индивидуальные особенности пения вызывают диссонанс: рок-группы 80-х годов пели привычным для современной молодёжи голосом Ромы Зверя. Помимо российских песен в фильме звучали композиции иностранных исполнителей, которые обыгрывались поставленными музыкальными номерами. Некий отсыл к «Ла-ла-лэнду», точнее, его рок-версия.

Концовка фильма «Лето», кстати, тоже очень напомнила нашумевший американский мюзикл. Наталья Науменко приходит в рок-клуб на выступление тогда уже набравшей популярности группы «Кино» и с целой гаммой чувств наблюдает за исполнением Цоем песни «Дерево», а Майк, наблюдавший за этой картиной, уходит курить.

Серебренников создал картину на основе фактов из биографии двух культовых музыкантов того времени – Майка Науменко и Виктора Цоя. Жена Майка, Наталья, помогала режиссёру и актёрскому составу, поэтому понять, что было на самом деле, а чего не было – довольно трудно.

Интервью

Солист группы «Звери» Роман БИЛЫК дебютировал в актёрской профессии именно в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», сыграв Майка Науменко. Музыкант презентовал фильм в Екатеринбурге и поделился своими впечатлениями от картины.

– Фильм очень хорошо приняла французская публика на Каннском кинофестивале, она была в восторге, не зная контекста, истории. Критики написали хорошие рецензии, что удивительно: у меня есть друзья-французы, которые сказали, что такое бывает редко. Критики не знали, кто такой Майк Науменко, кто такой Виктор Цой. Они просто смотрели романтическую историю знакомства Майка и Виктора, в которой есть третий, главный персонаж – Наталья Науменко.

Роман Билык в Ельцин Центре. Фото: Павел Ворожцов

– Майк Науменко даже в лучшие годы жил в маленькой комнатке. Если бы вы на пике своей популярности находились в таком положении, как бы вы себя ощущали?

– Тогда было другое время. Они ходили в рок-клуб и показывали свои тексты КГБ, о какой популярности может идти речь? Их могли просто посадить в тюрьму за тунеядство, поэтому приходилось работать сторожами, в кочегарках. Они были свободными людьми, которые хотели заниматься музыкой, но делать этого не могли. Когда Майк и Цой ездили по квартирникам, их тоже могли повязать, это было незаконно. Когда началась перестройка, и людям разрешили зарабатывать с помощью музыки, они все начали ездить по концертам, и вся их дружба закончилась. И закончился Ленинградский рок-клуб. Все поехали зарабатывать деньги. Они не пели больше на кухнях, не показывали друг другу новые песни. Наступило новое время, и в этой новой эпохе Майк не прижился.

– Какую задачу в работе над фильмом ставил перед вами режиссёр?

– Кино не про какую-то одну историю, Кирилл Серебренников заложил в эту картину очень много. Даже на стадии монтажа и работы над звуком я открывал для себя новые вещи, которые были заложены изначально. Музыка, дружба, возвышенные, прекрасные отношения между людьми, бытовуха, политика, конфликт музыкантов… Началось всё с того, что Кирилл позвонил мне, предложил встретиться. Я сказал, что не смогу, потому что я музыкант, а не актёр. Но для Серебренникова было важно, чтобы хоть один из главных героев был настоящим музыкантом. Плюс было много музыки в фильме, кому-то нужно было с этим помогать. Я играл даже не совсем Майка, я играл музыканта, человека, который делает музыку. Также гитарист группы «Звери» Герман Осипов и я оказались музыкальными продюсерами фильма, хотя изначально об этом речи не шло. Я доверился Кириллу, мне было приятно с ним работать.

– Вы пытались быть похожим на Майка Науменко?

– Мы с Кириллом обсуждали этот вопрос. Я даже сделал несколько зарисовок и в специальной программе опустил голос на тон ниже. Голос стал очень похож, прямо фантастика. Но он сказал: «Нет, ты пой, как поёшь». Взял, конечно, чуть-чуть манеру у Майка, но в основном пытался петь обычно. А например, образ Цоя создавался целой командой: играл роль Тео Ю, который провёл колоссальный объём работы, выучил много русских слов и песен, озвучивал его другой человек, а пел – третий. Майка Науменко играл я один.

– Что можете сказать о партнёрах по съёмочной площадке?

– С Тео мы общались через переводчика и на английском языке. У него ещё были преподаватели на площадке, которые занимались с ним круглые сутки. Он, конечно, жаловался иногда, но терпел. Боец. Ира – отличный человек, открытый, честный. Если что-то не нравится – она обязательно скажет. Когда мы начали снимать фильм, меня трясло, я переживал, но Ира мне помогала. Она давала профессиональные советы и постоянно меня подбадривала.

  • Опубликовано в №99 от 08.06.2018
Областная газета Свердловской области