Безретроспективный подход: чем грозит ужесточение правил показа фильмов на фестивалях

Кинотеатры могут потерять своего зрителя. Фото: Александр Исаков

Кинотеатры могут потерять своего зрителя. Фото: Александр Исаков

Государственная дума проголосовала в третьем чтении за внесение поправок в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Теперь по закону Министерство культуры будет строго следить за международными фестивалями: есть ли у него жюри, официальная программа и внесён ли он в специальный реестр. Если всего этого у фестиваля нет, для показа любого фильма – отечественного (снятого после 1947 года) и зарубежного – нужно будет получать прокатное удостоверение. По сути, это ставит под угрозу проведение ретроспектив, небольших смотров и независимых показов.

А что такое кинофестиваль?

Вроде простой вопрос: а что такое кинофестиваль? Показ фильмов, конкурс, жюри, призы? Допустим. А взять, к примеру, Международный кинофестиваль в Торонто, который является одним из крупнейших в мире. Десять лет назад на него было прислано 4156 кинолент, из которых отобрано и показано 349 (из 55 стран). У него отсутствует официальное жюри, а главная награда – «Приз зрительских симпатий». Это фестиваль?

Конечно, Торонто от нас далеко, но само понятие кинофестиваля в нынешних реалиях довольно размыто. Было в России до недавнего времени. Теперь законом вводится понятие, что же такое именно «кинофестиваль» с официальной точки зрения. Это «культурно-просветительское мероприятие, которое проводится в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами данного мероприятия».

Хочешь не хочешь, но закон обяжет оргкомитет следовать следующим правилам: обязательным будет считаться наличие конкурсной программы, жюри. Сроки проведения показов – не более 10 дней. Предполагается, что перечень международных кинофестивалей, проводимых на территории России, будет ежегодно утверждаться Министерством культуры. А что на фестивале можно будет показывать?

Только «признанным». А иначе?

Это самое интересное, поскольку ранее закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» позволял на фестивалях показывать фильмы без оформления прокатного удостоверения (в народе просто – ПУ). Теперь – если Министерство культуры признает «кинофестиваль» кинофестивалем – фильмы без ПУ демонстрировать можно, но только если картина была снята не больше года назад, и… не более двух раз. Если это тематический смотр, ретроспектива или независимый фестиваль – нужно прокатное удостоверение.

Теперь представьте, сколько лишь в Екатеринбурге за год проходит, например, тематических показов (фестивалей) итальянского, польского, корейского, французского, британского кино. Нужно, получается, менять регламент, доказывать свою «кинофестивальность» или получать прокатные удостоверения на каждый фильм ради двух-трёх показов?

В Министерстве культуры тут же заявили: «получить прокатное удостоверение несложно: необходимо заплатить госпошлину 3,5 тысячи рублей, подать заявление в Минкультуры России и предоставить диск с фильмом». Сдавать, как это было ранее, монтажные листы, разные копии теперь не надо. Прокатное удостоверение выдается в течение десяти рабочих дней, а по факту и того быстрее. Однако на практике эта процедура может растянуться. Более того, участие фильма в смотре зачастую подтверждается едва ли не за несколько дней до старта. Выходит, что организаторам необходимо выкупить права, сделать к международному фильму субтитры, изготовить копию и ждать ПУ. При этом фильм даже не выпускают в полноценный прокат!

А ретроспективы? Показы фильмов, например, Феллини или Антониони уже по факту невозможны в рамках фестиваля с призами и жюри. А сейчас классика зарубежного кинематографа тоже не может быть показана без прокатного удостоверения. Как быть с этим?

Зачем всё было?

Конечно, нужно посмотреть, как всё будет работать на практике. Понятно, что крупным фестивалям ничто не угрожает. Да и тем, которые получат в будущем этот статус. Это же было направлено как раз на то, чтобы все международные фестивали в России имели возможность не мучаться с прокатными удостоверениями, а беспрепятственно показывать кино. Плюс снимается невероятное напряжение с оргкомитета, связанное с копиями и правами. Хорошо, если всё правда будет работать как часы и пойдёт только на благо. А уменьшения числа кинофестивалей и ретроспектив совершенно не хочется.

– Понятно, что этот регламент касается дистрибьюторских компаний, которые проводят подобные мероприятия и предлагают их разным кинотеатрам, – прокомментировал ситуацию для «Облгазеты» директор кинотеатров «Салют» и «Колизей» Сергей Федяков. – Для таких компаний это усложняет жизнь. Свобода выбора ограничена. А мы просто можем не получить какие-то показы и потерять аудиторию. На первый взгляд, ничего страшного нет в том, что люди не увидят, например, шведское кино. Но они же не познакомятся с культурой! В первую очередь важно это, а не бизнес и не коммерция. Редко эти фестивали проходят с таким успехом, чтобы много на них зарабатывать. Более того, не покажут в кинотеатре фильмы – и этот контент выльется в Интернет и привлечёт «пиратов». Многие подумают: не смог я посмотреть шведское кино в «Салюте» – посмотрю в Интернете. В итоге ни для бизнеса, ни для культуры, мне кажется, эти поправки в законе не сыграют положительную роль.

После рассмотрения в Совете Федерации законопроект был отправлен на подпись президенту. В случае подписания он вступит в силу в течение трёх месяцев.

  • Опубликовано в №138 от 04.08.2018 под заголовком «Безретроспективный подход»
Областная газета Свердловской области