«Непрощённый»: правда есть. А где кино?

Дмитрий Нагиев в интервью отмечал, что специально не встречался с Виталием Калоевым.  Во-первых, чтобы не бередить раны человека, а во-вторых, чтобы создать свой собирательный образ. Фото: Кадр из фильма "Непрощённый", реж. С.Андреасян

Дмитрий Нагиев в интервью отмечал, что специально не встречался с Виталием Калоевым. Во-первых, чтобы не бередить раны человека, а во-вторых, чтобы создать свой собирательный образ. Фото: Кадр из фильма "Непрощённый", реж. С.Андреасян

В широкий прокат вышел фильм Сарика Андреасяна «Непрощённый» – двухчасовая и очень непростая история о Виталии Калоеве (его сыграл Дмитрий Нагиев), который в 2002 году потерял в страшной авиакатастрофе свою семью, а затем убил виновного в ней диспетчера Петера Нильсена. Корреспондент «Облгазеты» посмотрел новый фильм Андреасяна, который решился говорить на сложнейшую тему. Но, кажется, режиссёр так и не определился с выводами.

Рецензии на фильмы, которые основаны на реальных фактах, всегда условно можно поделить на две главы: как было и что снято. Часто первая часть доминирует над второй, поскольку кино с реальными фактами идёт вразрез. Тут, вроде как всегда, нужно вставлять ремарку. Мол, фильм-то художественный, не документальный, и в нём может быть место вымыслу, кинематографическим приёмам. В случае с «Непрощённым» Андреасян с фактами работает напрямую. Точнее, детально. Кстати, сам Калоев дал согласие на его создание, а затем даже отсмотрел весь материал и одобрил его.

История Калоева очень трудная. Невероятно горестная, трагичная и личная.Искать на газетной полосе правых и виноватых абсолютно неправильно, поскольку анализировать необходимо кинематографическую составляющую – конечный и уже готовый продукт под названием кино, а не поступки, эмоции и жизнь реального человека.

Кадр из фильма "Непрощённый"

Супругу Калоева - Светлану - сыграла армянская актриса Марджан Аветисян. Фото: Кадр из фильма "Непрощённый", реж. С.Андреасян

Инженер-строитель Виталий Калоев спокойно живёт со своей семьёй. У него прекрасная жена Светлана, маленькие дети – сын Константин и дочь Диана. По работе он уезжает в Барселону строить какое-то здание. Командировка заканчивается, Калоев зовёт свою семью отдохнуть вместе с ним, а потом вернуться домой. Его жена вместе с детьми садятся на рейс, который по непонятным действиям авиадиспетчера Петера Нильсена сталкивается в небе с другим самолётом. Выживших нет.

Всё равно к такому фильму относишься как-то настороженно. Тут, наверное, дело и в самой истории, и в неоднозначной репутации режиссёра картины – Сарика Андреасяна. Начиная с кошмарных «ЛОпуХов», продолжая невразумительными комедиями (вспомним «Беременного», «Карлсона» и всё прочее), Андреасян всё же добрался до первой более-менее крепко собранной драмы – фильма «Землетрясение», также основанного на реальных событиях. Так или иначе, но вместе с опасениями возникало и желание посмотреть: как же режиссёр смог снять фильм о таком человеке? Вторым крючком, наверное, более крепким, была фигура Дмитрия Нагиева – это первая за многие годы его драматическая роль, едва ли не единственная действительно полноценная. Остальное доделала реклама.

Итак, с завязкой сюжета понятно. Как сразу понятно и с некоторыми кинематографическими приёмами, которые, впрочем, похожи на те, что были в «Землетрясении». Они какие-то прямолинейные, если не сказать наивные: трагическая музыка, возникающая едва ли не каждую минуту, неловкие флешбеки, детские улыбки в самолёте, который вот-вот разобьётся, даже тёмный фильтр, который появляется ещё перед катастрофой.

Фильм тут же поделится на две части – до и после. Связано это будет невероятной, но вполне правдивой сценой, где Калоев экстренно прилетит на место катастрофы и будет искать тела погибших. Он лично найдёт тело своей дочери – это полная правда. После этого герой окончательно замкнётся в себе. Слов станет меньше, темноты больше. Картина и вовсе переходит в режим какой-то немой драмы.

Убитый горем Калоев отрастит длинную бороду, откажется от еды, комнаты своих детей и жены превратит в храм памяти. Он словно превратится в библейского героя, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Время фильма на этом моменте словно замедлится. Пробуксовки в динамике всеми силами будет решать Нагиев, который старается выжимать максимум из своего драматического потенциала, и местами весьма неплохо. Правда, в какой-то момент невероятная трагедия всё же скатываться в картинность – молчание, память, пустая помощь семьи – братьев и сестры. Кстати, сестру Калоева играет замечательная актриса, заслуженная артистка РФ и Татарстана Роза Хаируллина. Которая по большей степени молчит, но смотрится весьма неподдельно в противовес некоторым персонажам.

Вот та самая картинность и движение по накатанным рельсам драмы, увы, сводит зрительскую реакцию лишь к ожиданию развязки. При том, что история самого Нильсена, имеющего детей и жену, и вовсе опущена. Создатели делают из него какого-то сюжетно-разменного героя. Он вроде как есть, вроде как виновный, и заведомо мы знаем, чем дело кончится. При этом мотивация Калоева прописана ну уж как-то совсем прямолинейно, а с ней и режиссёрская позиция. Словно Сарику не хватило тонкости, правильной интонации и инструментов хоть как-то показать зрителю реальную сложность ситуации с прощением человека, извинениями, которых хотел Калоев, местью и личной трагедией. Уже на суде это вскроется фразой героя: «А что бы сделали вы?». Кажется, в этот момент герой, а с ним и создатели фильма, начнут новый смысловой виток, но…

Конечно, к концу фильма в голову эта мысль придёт сама собой. И задумавшись над ней, и посмотрев на героя, сидящего в четырёх стенах с фотографией семьи, запачканной кровью, хочется остановиться. Однако режиссёр продолжает движение, создавая несколько финалов, которые эту самую авторскую позицию запутывают окончательно.

Да, каждая деталь невероятно близка к истине. И трагедия, и дальнейшая жизнь, и убийство, и тюрьма, и выход, и встреча Калоева на родине, которую комментировать, наверное, в рецензии не нужно. Но документальность, вплетённая в художественный фильм, кажется, совсем не подразумевает какое-то размышление. Бережность в фактах словно лишает какой-то важной части этот художественный фильм. Я уж не говорю о том, чтобы полемизировать с режиссёром.

Реальному Виталию Калоеву сейчас 62 года. С момента трагедии это уже второй фильм о нём. Первый, американский – «Последствия». Калоева там сыграл Арнольд Шварценеггер. И вот «Непрощённый» с Нагиевым. Два совершенно разных и, кажется, совершенно неподходящих на эту роль человека. И две картины с абсолютно разным подходом к решению (если можно так выразиться) задачи. В «Последствиях» раскрывается линия Нильсена, в «Непрощённом» упор делается на трагедию Виталия Калоева. И, наверное, будут ещё.

Уже сегодня, на момент сдачи номера «ОГ» в печать, фильм собрал более 5 миллионов рублей, заметно обогнав ближайших преследователей. Но, увы, «Непрощённый» так и не даёт ответа на главный вопрос, который поставила перед человеком жизнь.

  • Опубликовано в №177 от 28.09.2018

Областная газета Свердловской области