«Россия» ищет формат

Фильм екатеринбуржца Ивана Головнёва «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева» представлен в конкурсной программе авторских картин. Кадр из фильма

Фильм екатеринбуржца Ивана Головнёва «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева» представлен в конкурсной программе авторских картин. Кадр из фильма

В этом году впервые на документальном кинофоруме «Россия» сразу две конкурсные программы: авторское и телевизионное документальное кино. В адрес дирекции феста поступило 404 фильма (из них 99 – на конкурс телевизионного кино). Об афише этого года и о том, зачем на пороге 30-летнего юбилея фестиваль меняет направление, мы поговорили с программным директором «России» Инной ДЕМЕЖКО.

Душа и сердце – атавизм?

– Инна Александровна, впервые за историю фестиваля вы объявили ещё и телевизионный конкурс. С одной стороны, это развитие киносмотра, с другой – серьёзная дополнительная нагрузка, и в первую очередь на вас, отборщиков. Чем было вызвано желание так усложнить себе жизнь?

– Дело в том, что взаимоотношения документальных кинофильма и телефильма достаточно давно нас всех волнуют. Сегодня документальным картинам – назовём их авторскими – очень трудно попасть на телеэкран. При этом тем, кто ещё застал настоящий бум теледокументалистики – в 70 е, 80-е и ещё 90-е годы, больно наблюдать за тем, что сейчас на телевидении называют документальным кино. Бездарность, бессмысленность, отсутствие профессии, стремление к жареному – зачастую именно так, как это ни печально, выглядит сегодня телевизионный фильм. При этом авторское кино, сделанное по канонам владения профессией (когда люди знают, о чём снимают, зачем и сколько времени должен занять замысел) на телевидение не берут, говоря, что это не формат. И мы уже несколько лет пытаемся разобраться, что же это за формат. Чем он плох – мы понимаем, но может быть он чем-то и хорош?

При этом телевидение в России да и во всём мире – это единственный путь продлить жизнь документальному фильму. Ведь в лучшем случае в течение двух лет режиссёр возит его на фестивали, собирает там какую-то аудиторию – и всё. Поэтому хочется как-то подружить эти две сферы, хотя они не враждуют, но и не испытывают друг к другу приязни.

– С какими критериями подходили к оценке телевизионных фильмов, какими характеристиками он должен обладать, чтобы попасть в конкурс?

– У телевизионного фильма особая аудитория, не та, что ходит в кинозал. Дома мы можем где-то прерваться, отвлечься – и режиссёры прошлых лет очень строго следили за тем, чтобы внимание зрителя не рассеивалось или чтобы зрителю непременно хотелось вернуться к экрану. Это очень большое искусство, которым сейчас тоже пытаются овладеть. Но сегодня предполагают, что зрителей нужно всё время развлекать. Если раньше режиссёры пытались обратиться к душе и сердцу зрителя, то сегодня душа и сердце – это практически атавизм. И здесь хочется сказать о том, чего не должно быть в качественном телефильме. Ведь все эти передачи, где непристойно ведут себя по отношению к Джигарханяну, к чете Мишулиных, как это ни горько, тоже называются документальными ток-шоу. Да, написанные плохими сценаристами, неправдоподобные до жути, но имеющие ранг документальной программы. Речь идёт не о том, чтобы выжечь это калёным железом, но хотя бы показать людям разницу – вот для этого мы делаем телевизионный конкурс.

Фестиваль «Россия» пройдёт на 11 площадках в Екатеринбурге, а также в Нижнем Тагиле, Верхней Пышме, Новоуральске и Невьянске

От судьбоносного дебюта до высшего пилотажа

– Вы сказали, что телевидение и авторское кино – не дружат, но в афише фестиваля этого года есть Сергей Мирошниченко, который мастерски снимает и то, и другое, Наталия Гугуева - главный режиссёр документального кино «Первого канала» – раз в два года она представляет замечательные авторские работы. Получается, это те, кто в один момент понял, что просто авторского кино недостаточно и надо уметь обуздать телевизионный формат и двигаться в этом направлении?

– Скорее не так. Скорее они как раз захотели, чтобы у их фильмов была более долгая жизнь. И телевидение в этом случае должно быть не врагом, а стать союзником – у кого-то это получается, у кого-то нет, кто-то упирается в убеждённости, что он всё равно лучше всех, и ему не нужно больше ничего делать. Очень распространённая позиция. Те, кого вы перечислили – это высший пилотаж. Наше среднее и старшее поколение кинематографистов сегодня на высший пилотаж вполне способно. Это люди, виртуозно владеющие профессией, поэтому они сегодня могут быть востребованы в обеих сферах.

– Если говорить об авторском конкурсе, привычном для нас, в этом году очень насыщенная программа – 38 фильмов, в прошлом году был 31. Как в этом году в афише представлены страна и зарубежье?

– Зарубежье мало представлено. К сожалению, только Арменией, Беларусью и Латвией. Например, свои работы практически совсем перестали присылать Прибалтика и Грузия. Они просто не подают заявки в Россию, во всяком случае к нам. А Россия достаточно широко представлена – в этом году есть картина из Якутска, такого на моей памяти ещё не было, вполне профессиональная работа. В этом смысле нестоличному кино есть чем порадовать зрителя. А что касается насыщенности, то сам фестиваль удлинился на два дня – как раз дополнительные семь фильмов.

– В прошлом году мы отмечали смену поколений среди режиссёров документального кино. Эта тенденция актуальна для нынешнего фестиваля?

– В этом году дебютантов не очень много – ну мы и не ставим себе эту задачу, единственное, за чем мы гонимся, так это за хорошим кино. Конечно, приятно, когда фильмов молодых режиссёров много, но не менее приятно, когда видишь, как на твоих глазах становятся мэтрами те, кто начинали когда-то на фестивале. Так, в конкурсе мы увидим фильм Евгения Голынкина – я хорошо помню его дебют. Или Андрея Осипова – его дипломную работу показали на нашем фестивале, и она получила Гран-при – это был такой беспрецедентный случай.

Справка "Облгазеты"

Фестиваль "Россия" проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. 

В две конкурсные программы фестиваля «Россия» вошли 66 работ. Россию в конкурсе представят фильмы из Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Казани, Минска, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Красноярска, Кирова. Впервые в конкурс вошли работы из Якутска, Нальчика и небольшого посёлка Уральский Пермского края.

  • Директор фестиваля Георгий Негашев, президент фестиваля Клим Лаврентьев.
  • Председатель жюри конкурса документальных фильмов, народный артист Российской Федерации Сергей Снежкин (Санкт-Петербург).
  • Председатель жюри конкурса телевизионных документальных фильмов, заслуженный деятель искусств России Одельша Агишев (Москва).
  • Программа XXIX Открытого фестиваля документальных фильмов "Россия"

    Конкурс документальных фильмов

    • 1. Айнагуль – Хрустальный цветочек. 13 мин., ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва), реж. А. Серовани-Оганян
    • 2. Александрычи. 42 мин., производство: А. Столяров, С. Догоров (Москва), реж. А. Столяров, С. Догоров
    • 3. Алибек. 53 мин., Центр-студия национального фильма «ХХI век» (Москва), реж. В. Цаликов
    • 4. Батя. 55 мин., производство: студия «Урал-Синема» (Екатеринбург), реж. М. Чувайлова
    • 5. Брат Азарий. 45 мин., производство: А. Бурыкин (Москва), реж. А. Бурыкин
    • 6. Быть в игре. 90 мин., производство: киностудия «Остров» (Москва), реж. С. Гевейлер
    • 7. Валька. 26 мин., производство: компания «29 февраля» (Екатеринбург), реж. Д. Воробьёв, Л. Канашова
    • 8. Вопреки. 26 мин., производство: Л. Руткис (Москва), реж. Л. Руткис
    • 9. В поисках Тиссэ. 64 мин., производство: «Studio SB» (Рига), реж. Д. Гека
    • 10. Все хотят жить вечно. 61 мин., производство: «КЛИО» (Москва), реж. Е. Голынкин
    • 11. Ганнибал. 63 мин., производство: «SPIK DV» (Якутск), реж. И. Кривогорницын
    • 12. Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева. 26 мин., производство: кинокомпания «ИГРА» (Екатеринбург), реж. И. Головнёв
    • 13. Дебют. 80 мин., производство: «Первая Киновидеокомпания» (Минск), реж. А. Мирошниченко
    • 14. Донецкая Вратарница. 44 мин., производство: Н. Батраева (Краснодар), реж. Н. Батраева
    • 15. Елена и Ольга. 23 мин., производство: А. Кожевникова (Москва), реж. А. Кожевникова
    • 16. Жёсткая сцепка. 60 мин., производство: Красноярская к/ст. (Красноярск), реж. А. Калашников, М. Тарковский
    • 17. Засуха. 27 мин., производство: студия Р. Григоряна (Ереван), реж. Л. Петросян
    • 18. И тогда неминуемо приходит один из нас… 38 мин., производство: производство: «Goramo Films» (Москва), реж. И. Морозов
    • 19. Кордебалет. 26 мин., производство: студия «КиноПРОБА» (Москва), реж. К. Асташев
    • 20. Край земли. 20 мин., производство: Д. Степанов (Москва), реж. Д. Степанов
    • 21. Куда идти. 24 мин., производство: ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва), реж. М. Семёнова
    • 22. Лев Яшин – номер один. 58 мин., производство: студия «ВИБ-фильм» (Москва), реж. С. Харчевина
    • 23. Луганская повесть. 60 мин., производство: продюсерский центр «Молодёжные инициативы» (Москва), реж. В. Тимощенко
    • 24. Мастерская. 50 мин., производство: кинокомпания «Север» (Санкт-Петербург), реж. С. Карандашов
    • 25. Медведи Камчатки. Начало жизни. 52 мин., производство: «Lesfilm» (Пермь-Санкт-Петербург), реж. И. Журавлёва, В. Гришин
    • 26. Наши дети. 39 мин., производство: «Первая Киновидеокомпания» (Минск), реж. Г. Адамович
    • 27. Николай. Самолёт. Электроламповый завод. 14 мин., производство: ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва), реж. А. Евстигнеев
    • 28. Отец и сыновья из Кротово. 56 мин., производство: «Кино-Сибирь» (Новосибирск), реж. В. Соломин, Е. Соломин
    • 29. Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени. 60 мин., производство: студия «Точка зрения» (Москва), реж. А. Осипов
    • 30. Повесть о настоящем Фиссоне. 26 мин., производство: Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), реж. С. Насенкова
    • 31. Притяжение синевы. 30 мин., производство: Высшие курсы сценаристов и режиссёров (Москва), реж. В. Лютов
    • 32. Резьба по дереву. 52 мин., производство: И. Лесина (Россия – Израиль), реж. И. Лесина
    • 33. Свидетели любви. 65 мин., производство: киностудия «ВСТРЕЧА» (Москва), реж. Н. Гугуева
    • 34. Таня… 52 мин., производство: студия «Крылья» (Москва), реж. П. Мирзоев
    • 35. Территория успеха. 52 мин., производство: Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), реж. Д. Вологдин, И. Зверев
    • 36. Уехать нельзя остаться. 26 мин., производство: кинокомпания «СНЕГА» (Екатеринбург), Н. Бобров, П. Фаттахутдинов
    • 37. Ульянов про Ульянова. 52 мин., производство: «Студия 217», реж. И. Твердовский
    • 38. Холера. 16 мин., производство: творческое объединение «Первое кино» (Москва), реж. С. Черникова
    • Конкурс телевизионных документальных фильмов
    • 1. Ансамбль им. А.В. Александрова. Возвращение на сцену. 49 мин., производство: студия «ЛевинФильм» (Москва), реж. Р. Полоскин, И. Левин
    1. 2. «Берёзка». Красота на экспорт. 24 мин., производство: ООО «МИРмедиа» (Москва), реж. Д. Пиманова
    • 3. Бонни: русский рекорд на соляном озере. 43 мин., производство: компания «Script. Shot. Sound» (Москва), реж. Д. Бобров
    • 4. Выбор полковника Абеля. 39 мин., производство: кинокомпания «Мастер-Фильм» (Москва), реж. Е. Толдонова
    • 5. Герои. Честные истории. 52 мин., производство: ООО «Телестудия № 1» (Москва), реж. Н. Зимина
    • 6. Дно. 181 мин., производство: студия «Остров» (Москва), реж. С. Мирошниченко, А. Голикова
    • 7. Довженко. Жизнь в цвету. 26 мин., производство: творческое объединение «Мир искусства» (Москва), реж. Е. Тютина
    • 8. Живёт такой Каневский. 52 мин., производство: студия «Фишка-фильм» (Москва), реж. Н. Кононенко
    • 9. Инклюзив для Кармен. 39 мин., производство: ООО «Телеинвест» (Санкт-Петербург), реж. Ю. Сеферинкина
    • 10. Класс. 52 мин., производство: студия «Вишнёвый сад» (Москва), реж. С. Астрецова
    • 11. Круг и ещё круг. 8 мин., производство: ГТРК «Урал» (Екатеринбург), реж. О. Ракович
    • 12. Люди заоблачной долины. Взгляд в прошлое. 33 мин., производство: ГТРК «Кабардино-Балкария» (Нальчик), реж. Ж. Гуляева
    • 13. Людиновские орлята. 52 мин., производство: кинокомпания «Апрель» (Москва), реж. В. Шатин
    • 14. Мамины куклы. 26 мин., производство: киновидеостудия «Вятка» (Киров), реж. Антон Погребной
    • 15. На крыло! 44 мин., производство: продюсерский центр «АзБуки» (Москва), реж. Д. Семибратов
    • 16. Не дождётесь. 44 мин., производство: компания «ПМГ» (Санкт-Петербург), реж. В. Чигинский
    • 17. Николай Чудотворец. 52 мин., производство: «Первое Документальное Кинотоварищество» (Москва), реж. А. Замыслов, В. Колесов
    • 18. Огни большого городка. 19 мин., производство: Иркутский областной кинофонд (Иркутск), реж. М. Кельчевская
    • 19. Осанна. 52 мин., производство: кинокомпания Алексея Барыкина (Казань), реж. А. Барыкин
    • 20. Подарите мне аэроплан! 52 мин., производство: ТВ студия «Август» (Москва), реж. С. Головецкий
    • 21. Революция. Западня для России. 52 мин., производство: «Дирекция президентских программ» (Москва), реж. Г. Огурная
    • 22. Свет и тень. 20 мин., производство: студия «Кыргызтелефильм» (Бишкек), реж. Т. Ибрагимов
    • 23. Сибирский ковчег. 19 мин., производство: ООО «Джей медиа» (Иркутск), реж. П. Скоробогатов
    • 24. Сотворить благо. Бахрушины. 43 мин., производство: «МТ Кино» (Москва), реж. М. Труш, В. Самородов,
    • 25. Триптих. 27 мин., производство: ГТРК «Татарстан», реж. З. Хайруллин
    • 26. Три секунды. 46 мин., производство: продюсерская компания «АзБуки» (Москва), реж. Д. Умнова
    • 27. Хороший человек. 24 мин., производство: ООО «Тест-МК» (пос.Уральский Пермского края), реж. Е. Ушкова
  • Опубликовано в №178 от 29.09.2018

Областная газета Свердловской области