«Россия»: отцы и сыновья

Валерий Соломин на первом фестивале в 1988 году был награждён призом за полнометражный фильм. Спустя 30 лет их совместная с сыном Евгением (на фото) картина получала Гран-при «России». Фото:Алексей Быков, пресс-служба фестиваля «Россия»

Валерий Соломин на первом фестивале в 1988 году был награждён призом за полнометражный фильм. Спустя 30 лет их совместная с сыном Евгением (на фото) картина получала Гран-при «России». Фото:Алексей Быков, пресс-служба фестиваля «Россия»

В Екатеринбурге завершился 29-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». В этом году впервые на форуме провели конкурс телевизионных фильмов, впервые за долгое время киносмотр длился не пять, а семь дней. Хочется верить, что это была отчасти генеральная репетиция перед юбилейным фестивалем, который с масштабом должен пройти в следующем году. Хотя по насыщенности программы, по уровню картин, что боролись за награды, превзойти этот год будет непросто. Главный приз фестиваля достался картине «Отец и сыновья из Кротово» новосибирских режиссёров отца и сына Валерия и Евгения СОЛОМИНЫХ.

Этот фильм о Василии Абрамове и двух его взрослых сыновьях. Все вместе они живут в сибирской деревне Кротово, они – и только. Остальные жители уехали. У семьи большое хозяйство – лошади, коровы, курицы, арбузное поле. Они честно работают, каждый привык зарабатывать своим трудом. Но в их жизни случается несчастье – в драке сыновья Пётри Дмитрий убивают человека. Получают срок, а их отец Василий Дмитриевич остаётся наедине со всем своим хозяйством. Несколько лет он будет стараться делать всё, чтобы сыновьям было куда вернуться.

Несмотря на тяжёлые перипетии в жизни героев, картина получилась невероятно трогательной и светлой. Начинал снимать её отец – Валерий Соломин, классик отечественного кино. Но заканчивать пришлось уже его сыну – Евгению. Евгений во время церемонии награждения не раз поднимался на сцену и, выходя за главным призом, прослезился – его отец умер прямо в монтажной, работая над фильмом. Конечно, это больше, чем кино. Это личная история. История о сыновнем долге, о превратностях судьбы, о документалистике с большой буквы.

– Евгений, вы буквально подхватили картину после ухода отца. Как он в своё время вышел на этих героев?

– Этих героев отец нашёл только благодаря тому, что купил дом в соседней деревне. Деревне Кротово Новосибирской области. Очень известные у нас места среди рыбаков, грибников, охотников. Отец любил деревню. Для него много значили лес, речка. Любимым временем года для него был август-сентябрь, когда комара нет, людей в лесу меньше – сибиряки меня поймут. Так он познакомился с главным героем – Василием Дмитриевичем Абрамовым, и не просто познакомился, а сдружился, потому как они были примерно одного возраста, их многое связывало в человеческом плане.

Василий Дмитриевич живёт в полузаброшенной деревне. Её нельзя назвать заброшенной по той лишь причине, что там есть свет, её не вычеркнули из реестра, который ведёт область.

Понятно было, что надо снимать – история очень мощная, перспективная, с большим количеством отсылов к литературе, к 19 веку. Зима, старик совсем один в деревне, в Сибири, дети сидят за убийство. Отец за это всё ухватился, и первые съёмки, которые стали ядром этого фильма, он сделал в 2008 году с оператором, которого тоже сейчас уже нет – Владимиром Ронгайненом.

Потом он снимал, как дети главного героя выходят из зоны. Но ему не совсем нравилось то, что у него получалось. Точнее, совсем не нравилось. И отец мечтал к этому материалу вернуться, дожать его, приподнять на тот уровень, который бы его как художника устраивал. У отца была идея использовать съёмки, сделанные в прошлом, доснять настоящее – как герои живут сейчас. И объединить всё это в один полнометражный фильм. Но он не совсем понимал, как это сделать, и даже не дойдя до съёмок, умер. Инсульт случился у него прямо в монтажной. Он как раз там возился с ранее отснятым материалом.

И поскольку такая трагедия произошла, а картину надо было делать, к работе подключился я и мой старший брат Витя. Витю нельзя назвать профессиональным оператором, но в 90-е он снимал с отцом ещё на киноплёнку и сейчас помогает мне. Практически год мы работали над монтажом. И вот теперь я привёз картину сюда, в Екатеринбург – это была премьера. «Россия» – очень значимый для документалистов фестиваль, возможно, самый уважаемый, у него мощный исторический бэкграунд. И отец любил сюда приезжать. Поэтому у меня просто не было вариантов, где сделать первый показ этого фильма.

– Когда узнаёшь историю создания картины, невольно проводишь параллель: ваши герои – отец и два его взрослых сына, продолжатели дела. И вы с братом теперь в ответе за дело отца.

– По поводу параллелей, конечно, я размышлял. Они существуют, но всё же отличаются – моя личная история и история фильма. Когда отец был жив, я думал, что его нужно снимать. В кино есть такие образцы, когда документалисты снимают фильмы о документалистах, к тому же он классик отечественного документального кино, единственный член Европейской киноакадемии в Сибири. Понятно, что можно было сделать о нём картину, и это было бы хорошо, но мне казалось тогда, что фильм о человеке 75–80 лет – по большому счёту, если откинуть сюжет, это всегда фильм о смерти. И я не готов был снимать такую картину о своём отце. Но позже понял, что был неправ. Это было заблуждение, штамп. Работа над его же картиной меня переубедила.

– В 2009 году на «России» вы уже брали Гран-при – с картиной «Глубинка 35 x 45»…

– Да, она, кстати, сильно отличается от нынешней работы – интонацией, проблематикой.

– Но тема в широком смысле – та же. Очень подробно, с большой любовью вы исследуете глубинку, деревню. Как и ваш отец. Были ли когда-то мысли идти по иному пути, снимать о другом?

– Отец, на мой взгляд, менее фанатично снимал деревню, провинцию, он работал в городе. А мне нравится русская глубинка, деревня – потому что это уникальное явление. Понимаете, мне интересны вещи, которые находятся как бы вне времени, вечное. Русская глубинка – это как раз место, где перепуталось прошлое, настоящее и будущее. Она очень медленно меняется. Для кого-то это минус, а для меня как для документалиста – огромный плюс. Это даёт возможность рассказывать о вневременных вещах. И потом, в деревне всегда очень комфортно себя чувствую, комфортно общаюсь. Это и мой мир тоже, хоть я вырос в городе, получил высшее образование.

– Сегодня в СМИ, да и в кино, пытаются показать успешного фермера, рисуя выхолощенный образ такого образцово-показательного работника, хозяйственника. У вас фермеры получились другими – настоящими. Хотя проблема этического выбора на съёмках «Отец и сыновья из Кротово» должна была стоять остро.

– Конечно, когда снимаешь такой материал, есть шанс уйти в идеализирование или, наоборот, скатиться в чернуху, желательно же пройти между этими Сциллой и Харибдой, что сложно. На это требуется время, работа, желание рассказать историю во всём её многообразии.

Проблему с согласием на съёмку сыновей, которые отбывали срок на зоне, решил ещё мой отец. Ребята поверили, что мы не будем их подставлять, использовать, что наш рассказ будет сделан с уважением. Они видели итоговый фильм, никаких претензий у них не было. Мы поддерживаем контакт и с ними, и с их отцом Василием Дмитриевичем. Даже сейчас можно им позвонить – уверен, они либо на охоте, либо арбузы убирают или сети ставят.

Исчезнувшая профессия и некоммерческое искусство

– На закрытии фестиваля много говорили о ВГИКе, о школе, о становлении документалиста. Кто повлиял и что именно на ваше становление как режиссёра?

– Я окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, учился у Леонида Гуревича. Это был выдающийся документалист, выдающийся человек. Сейчас таких уже очень мало осталось. Он был не режиссёром, а драматургом неигрового кино – практически исчезнувшей профессии. Леонид Абрамович много писал как журналист, критик – о текущем процессе в документалистике, причём на высочайшем уровне. Хотя дело даже не в уровне, а в типе того, как он это делал – это была очень глубокая аналитика, написанная очерковым языком, высоким стилем. Не меньшее влияние на меня оказала работа с отцом. Ведь на курсах была теория, а с отцом практика. Я был при нём ассистентом, писал звук, на монтаже работал, за бутылкой бегал, что-то таскал. Обычная жизнь подмастерья (смеётся). Поэтому всё, что я умею как режиссёр и продюсер (а в нашей стране на студии директор равен продюсеру) – это от него.

– Сколько человек работает на вашей студии?

– Студия очень маленькая, и если лишнего человека возьмёшь на ставку, ни к чему хорошему это не приведёт. Поэтому, кроме меня, на студии работает ещё монтажёр. Бывают моменты, когда работает только один человек – это директор (улыбается). Дело в коммерческом вопросе, конечно. А времена больших студий, где кипела жизнь, увы, прошли. Есть исключения – «СНЕГА» в Екатеринбурге, там работают до 10 человек. Но чаще по России это один-два сотрудника.

– Есть ли у вас ученики?

– Сейчас я начал в преподавать в Новосибирском государственном техническом университете – там есть операторское отделение. Но это не моя мастерская. Да и, думаю, ученик – это что-то более значимое. К тому же молодые ребята реалистично смотрят на вещи, всё упирается в деньги. А документальное кино – некоммерческое искусство. Если хочешь заработать – лучше заниматься чем-то другим.

– В этом году впервые на фестивале организовали телевизионный конкурс. Есть мнение, что телевидение сейчас – единственный путь продлить жизнь документальному фильму. Как у вас обстоят дела с телепоказами?

– Плохо. Все федеральные каналы в Москве, надо с ними работать и дружить, а сидя в Новосибирске, делать это сложно. Важно и то, что каналы неохотно показывают документалистику, а если показывают, то либо бесплатно, либо за символическую плату, как это делает ОТР – и ты отдаёшь, потому что хочешь, чтобы тебя показал федеральный канал. На «взрослый прокат» мы пока тоже не рассчитываем, хотя бывают исключения.

Меня как режиссёра вполне устраивают фестивальные показы, тем более их сейчас очень много – в России, в Европе, да и вообще в мире. С фестивалями работа значительно упростилась – все фильмы качаются через Сеть, не нужно отправлять диски, документы факсом. По сути, фестивальное движение трансформировалось в альтернативный кинопрокат. К примеру, картиной «Глубинка 35x45» я как дистрибьютор занимался где-то полтора-два года. В итоге показал фильм в 35 странах, на 60 кинофестивалях. Это престижно, а кроме того, на кинофестивали приходит зритель активный, умный – такой публике показывать свои работы приятно и почётно. Но чтобы попасть на фестиваль, нужно сделать хороший фильм, а это сложно. И не всегда получается, не каждый год, в том числе и у меня.

– Как много вы вообще снимаете?

– Я не кокетничаю, но быстро и хорошо делать не могу. Съёмка картины у меня всегда превращается в «долгострой». «Глубинку» я лет семь делал, на картину «Отец и сыновья из Кротово» ушло больше 10 лет. Год занимался только ею, а у меня три своих «долгостроя» есть. Одному тоже больше 10 лет. Проблема во мне – тут не нравится, там не нравится. Хочется дожать, а не получается.

– Желаю вам наконец-то закончить «долгострои», очень бы хотелось увидеть вашу картину и на юбилейном, 30-м фестивале «Россия».

Досье «ОГ»

Валерий СОЛОМИН (20 декабря 1938, Новосибирск — 9 июня 2017, Новосибирск). Советский и российский кинорежиссёр, классик документального жанрового кино. Заслуженный деятель искусств России (1994). Член РАК «Ника».

В 1969 году окончил заочное отделение ВГИК (операторский факультет, мастерская П. А. Ногина). Работал осветителем, ассистентом оператора, оператором и режиссёром на студиях «Дальтелефильм», «НовосибирскТелефильм», «Иркутсктелефильм», Северо-Кавказской студии кинохроники, Ленинградской студии документальных фильмов, Восточно-Сибирской студии кинохроники, Западно-Сибирской киностудии.

Награды:

  • 1988 — Всесоюзный фестиваль неигрового кино в Свердловске (Второй приз в конкурсе полнометражных фильмов, фильм «Старая трава»)
  • 1994 — ОКФ неигрового кино «Россия» (Приз в конкурсе короткометражных фильмов, фильм «Образ неувядаемого времени, или «Не хочешь — не езди!»)
  • 1995 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Первый приз, фильм «Полёт на Марс»)
  • 1998 — Премия Гильдии кинорежиссёров России (Приз им. Д. Вертова «За высокое режиссёрское мастерство» за фильм «Брызги шампанского»)
  • 1998 — КФ антропологических фильмов в Салехарде (Первый приз, фильм «Дни будущих Будд»)
  • 1999 — ОКФ неигрового кино «Россия» (Приз в конкурсе короткометражных фильмов, фильм «Три трейлера»)
  • 2004 — ОКФ неигрового кино «Россия» (Приз в конкурсе полнометражных фильмов, фильм «Рыбак и танцовщица»)
  • 2005 — МКФ «Послание к человеку» (Специальный приз имени В. Астафьева «За верность теме в документальном кино», фильм «Рыбак и танцовщица»)

Евгений СОЛОМИН родился в Калуге в 1972 году, живёт в Новосибирске. Российский режиссёр-документалист.

В 1995 году окончил отделение русского языка и литературы Новосибирского университета, в 1998 — Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская режиссуры неигрового кино Л. А. Гуревича). Живёт и работает в Новосибирске. Член Союза кинематографистов России.

Награды:

  • 1997 «2 ½ недели в раю» – призы и дипломы кинофестиваля «Россия» (Екатеринбург), конкурса «Св. Анна» (Москва), Российского фестиваля антропологических фильмов (Салехард); главный приз Ljubljana International festival of young independent artists (Любляна).
  • 2001 «Каторга» – призы и дипломы кинофестиваля «Россия» (Екатеринбург), Московского форума «Дебют-Кинотавр. Короткий метр» (Москва), Российского фестиваля антропологических фильмов (Салехард); I премия за лучший документальный фильм на конкурсе «Св. Анна» (Москва); Гран-при Taiwan International Documentary Festival (Тайбэй).
  • 2009 «Глубинка 35 х45» – Гран-При фестиваля документального кино «Россия», Гран-При фестиваля документального кино на Тайване, Гран-При фестиваля документального кино «АстерФест» (Македония); приз за лучший полнометражный документальный фильм фестиваля «Альтернатива» (Барселона), приз за лучший среднеметражный фильм фестиваля «Ecofilms» (Греция), приз за лучший короткометражный фильм фестиваля «Листопад» (Минск), приз за лучший документальный фильм кинофестиваля в г. Потенза (Италия), 2-я премия конкурса документального кино (фестиваль «Documenta», Мадрид); дважды — «Лавровая ветвь» (Национальная премии в области неигрового кино и телевидения): Лучший неигровой фильм, снятый на кинопленке, и Лучший арт-фильм.

Призы фестиваля «Россия»

Гран-при. «Отец и сыновья из Кротово» (реж. В. Соломин, Е. Соломин, «Кино-Сибирь», Новосибирск). Режиссёру вручён грант на съёмки будущего фильма в размере 100 000 рублей.

Лучший полнометражный фильм.«Быть в игре» (реж. С. Гевейлер, киностудия «Остров», Москва).

Лучший короткометражный фильм. «Донецкая Вратарница» (реж. Н. Батраева, ТРК «Звезда», Москва).

Лучший дебют.«Территория успеха» (реж.Д. Вологдин, И. Зверев, Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга).

Приз за операторское мастерство. «Территория успеха» (оператор И. Зверев, Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга).

Приз зрительских симпатий. «Отец и сыновья из Кротово» (реж. В. Соломин, Е. Соломин, «Кино-Сибирь», Новосибирск).

Лучший телевизионный фильм.«Осанна» (реж. А. Барыкин, кинокомпания А. Барыкина, Казань).

  • Опубликовано в №184 от 09.10.2018
Областная газета Свердловской области