«Герой нашего времени – это герой-мотиватор»

  Тамара Романова
На прошлой неделе в прокат вышел военный фильм режиссёра Константина Максимова о подвиге экипажа танка «КВ-1», который 13 июля 1942 года принял бой против колонны немецкой техники. Кадр из фильма «Несокрушимый», реж. К. Максимов

На прошлой неделе в прокат вышел военный фильм режиссёра Константина Максимова о подвиге экипажа танка «КВ-1», который 13 июля 1942 года принял бой против колонны немецкой техники. Кадр из фильма «Несокрушимый», реж. К. Максимов

В фильмографии актёра театра и кино Сергея Горобченко такие знаменитые картины, как «Бумер», «Тариф на любовь», «Миннесота», а также роли первого плана в телесериалах «Доктор Живаго», «Братья Карамазовы», «Место под солнцем», «Офицеры». Известный артист родился в Североуральске. И в день премьеры картины «Несокрушимый», 25 октября, актёр приехал в Серов на открытие кинозала  «Родина»

«Умудряемся быть несчастливыми»

 Первый сеанс в только что открытом после модернизации оборудования кинозале прошёл для кадетов, старших школьников и участников военно-патриотических клубов. С ними перед фильмом «Несокрушимый» поговорил исполнитель одной из главных ролей этой картины Сергей Горобченко. О чём шёл разговор?

– О простых человеческих вещах, о которых я говорю и со своими детьми, – рассказывает Сергей. – У меня их шестеро, один уже готовится стать продюсером моего нового фильма. С детьми нужно говорить открыто о человеческих мотивах, которые сегодня как-то могут отрегулировать наше завтрашнее бытие. Чтобы они любили Родину, чтобы понимали, что такое Родина. А это – наши предки, наши бабушки и дедушки, создавшие для нас счастливую жизнь, о которой они в своё время мечтали и грезили. И она случилась, потому что сегодня мы можем говорить о войне со сцены, языком кино. И для меня вопрос трудностей съёмки не стоит, потому что наши деды во время Великой Отечественной войны кровь по-настоящему видели каждый день, теряли своих близких ежедневно. А мы живём и умудряемся быть несчастливыми при всём том, что они нам передали. Вот об этом я разговаривал с ребятами, потому что, к сожалению, человек без борьбы, без труда над собой начинает тухнуть. А чтобы этого не было, надо быть очень ответственным перед своими близкими.

– Вышедшая картина о Великой Отечественной войне «Несокрушимый» набирает популярность. И если можно так выразиться, главный герой фильма – именно танк, который в 1942 году бил фашистские войска под Ростовом. Насколько знаем, кинематографисты пытались воссоздать события с максимальной точностью?

– Да, съёмки проходили в Можайске, под Москвой – и там в лесах, в осенней грязи стояло с десяток танков Т-34 выпуска 1942–43 годов. Совершенно уникальная техника, в рабочем состоянии. Их нашли с помощью Министерства обороны России. Была и другая техника, которую декорировали под немецкую. Смогли найти и наш КВ, хотя это было непросто. Но самое главное то, что из архивных глубин был поднят подвиг танкиста Семёна Коновалова, о котором мало кто слышал. В одном из боёв он смог подбить огромное число танков. Семён остался жив, после войны прожил долгую жизнь. Его подвиг продюсерамиАлексеем Пимановым и Ольгой Погодиной (она же исполняет главную женскую роль) был рассказан в художественной форме, воссоздана история отношений тех времен.

Для проката картину «Несокрушимый», в которой сыграл Сергей Горобченко (справа), закупили уже 30 стран Фото: Кадр из фильма «Несокрушимый», реж. К. Максимов

«Серёжа, когда я поднимался из окопа, фрицы бросали оружие»

– Ваш герой, кстати, «тащит на себе» не самую благодарную линию… 

– Замполит Кротов – в определённой мере даже антипод главного героя, которого исполняет Андрей Чернышов. Коновалов живёт человеческим чутьём подвига, свободой, желанием всегда быть в центре событий – как человеческих, так и военных. Мой же герой – законник, более сдержанный в своих эмоциональных проявлениях, добивающийся во всём порядка. Как от коммуниста от него этого требовала партия и его внутреннее сознание. На этом конфликте и построен наш диалог с Андреем, в который ещё и вплетается женщина, она же становится яблоком раздора. Я очень хочу, чтобы наша работа нашла отзыв в душе зрителя о войне как о сложном и неприятном, по большому счёту, ненужном для человеческого бытия событии. Но если уж враг пришёл на твою территорию, ступил на неё своей грязной ногой и достал оружие, надо вставать и защищать свою семью, свою страну.

– Как готовились к роли? Может быть, пересматривали советские военные фильмы? 

– Для меня важнейшим камертоном всего, что связано с войной, является мой дед – Пётр Викторович Горобченко. Он был моим близким другом, с которым я провёл всё детство и юность в Североуральске. Дед прошёл всю японскую кампанию, был ранен, но остался по призванию военным. И я помню его на последнем параде 9 мая 1992 года. Он, партийный человек, не смог пережить перестроечные времена. От него у меня – самые достоверные сведения о войне, дед – самый главный источник. Ведь фильмы всё равно имеют определённый художественный вымысел. Я очень часто спрашивал деда, как там было, что было. И помню, как он мне однажды сказал просто и коротко: «Серёжа, когда я поднимался из окопа, фрицы бросали оружие и убегали». А дед был небольшого роста, сухощавый, но очень серьёзный. И он говорил правду. Он защищал свой дом, своих любимых – это делали все советские солдаты, потому и победили.

«Иногда увожу детей с сеанса»

– По мнению некоторых критиков, у современных режиссёров размыта ценностная шкала, поэтому попытки сделать какое-то нравственное кино не дают молодому человеку тех ключевых моментов, на которых он может воспитываться. Согласны с этим?

–  Я иногда просто встаю и ухожу с сеанса и детей своих увожу. Хотя они плачут, ведь им порой всё равно, что смотреть. Я люблю смотреть некоторые советские фильмы, от которых становится очень тепло, потому что там есть настройки семьи, верности, любви. И на открытии кинотеатра не просто так сказал о песнях из кинофильмов, которые любили наши бабушки, таких как «Тёмная ночь», «От героев былых времен». В них есть простая и понятная формула, какими должны быть отношения. В двух куплетах вся жизнь рассказана. Но нам сегодня ещё нужно вывести формулу воспитания будущего человека. Нужно карабкаться к ней. Ответственность кинематографа в этом огромна. 

– Сейчас российское кино на подъёме. Люди пошли в кинотеатры, им есть что смотреть. Чем это можно объяснить, по вашему мнению? 

– В кино пошли ещё раньше, когда появились фильмы о перестройке – те же «Бригада», «Бумер». «Бумер» в какое-то время даже стал лидером проката. А сегодня снимаются очень мощные киноленты о спорте. Они необходимы в качестве мотивации, дети на них реагируют. Они показывают волю к победе,  движение человеческого духа. Очень правильная тема. Также нужны хорошие фильмы о человеческих историях, о семье. Для меня герой нашего времени – это герой-мотиватор, который заставляет задуматься о том, что есть главное, где его Родина, из чего она состоит, что за люди рядом со мной. Вот на эти темы нужно говорить подробно, потому что информации сегодня столько, что она просто засыпала все наши простые ценностные настройки. Если вернуться и начать потихонечку всё восстанавливать, то у нас будет всё хорошо.

«Несокрушимый»

Герои фильма «Несокрушимый» – экипаж танка КВ-1 Семёна Коновалова. В 1942 году ему пришлось противостоять целой колонне немецких войск. Экипажу удалось подбить 16 танков, две бронемашины и восемь автомашин неприятеля.

Создатели картины решили быть со зрителем максимально честными, потому не использовали компьютерную графику, а создавали рубежи и окопы в реальности, снимали настоящие танки. Специально для батальных сцен восстановили 20 раритетных танков. 

Так, КВ-1 осталось всего несколько штук, и те – музейные экспонаты. Это тяжёлый, но довольно маневренный танк, который фашисты прозвали «призраком». Его броню трудно было пробить даже при прямом попадании.

Досье «Обогазеты» 

  • Сергей Горобченко родился 29 июля 1972 года в Североуральске. Отец – Борис Петрович Горобченко, водитель-профессионал.
  • С 1989 по 1991 год учился в Санкт-Петербургском государственном горном институте.
  • Закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова.
  • До 2000 года был актёром Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н. П. Акимова.
  • В 2000–2002 годах – актёр Московского государственного театра «Ленком».
  • С 1998 года начал сниматься в кино. Популярность пришла после роли Пети «Рамы» в фильме «Бумер». Ради съёмок в этой картине был вынужден уйти из театра «Ленком».
  • С 2008 года женат на актрисе Полине Невзоровой, дочери журналиста, телеведущего Александра Невзорова.
  • Опубликовано в №200 от 31.10.2018
Областная газета Свердловской области