«Проигранное место»: детектив о проблемах подростков, прикрывшийся хоррором

А вот и начальная сцена фильма, которая, увы, не предвещала ничего интересного и лишь знакомила с героями. Кадр из фильма "Проигранное место", реж. Н.Михалкова

А вот и начальная сцена фильма, которая, увы, не предвещала ничего интересного и лишь знакомила с героями. Кадр из фильма "Проигранное место", реж. Н.Михалкова

1 ноября в российский прокат вышла картина «Проигранное место» – режиссёрский дебют Надежды Михалковой. Да ещё какой – сразу фильм ужасов про подростков. Сценарий к работе написали известные уроженцы Свердловска – братья Пресняковы (Олег и Владимир). Что в итоге получилось – давайте разбираться. 

Отечественные фильмы ужасов (хорроры) чаще всего получаются, как русский бунт – бессмысленными и беспощадными. Оттого к ним заранее и отношение весьма скептическое. Опять, мол, наши режиссёры наснимали – и нестрашно, и неинтересно, и одни клише. Конечно, чаще всего эти замечания вполне резонные. Однако наша индустрия фильмов ужасов и мистических триллеров постепенно всё же находит свой путь. Куда он приведёт – пока непонятно, но пример «Гоголя» хоть какую-то долю веры в светлое будущее фильмов ужасов внушают.

В «Проигранном месте» несколько моментов, которые привлекают ещё перед походом в кинотеатр. Ну, во-первых, участие семьи Михалковых. Младшая дочь Никиты Сергеевича впервые создаёт «полный метр», а старшая – Анна – играет в фильме одну из ролей. По сценариям братьев Пресняковых уже шесть лет ничего не снимали, последним был не самый удачный сериал «После школы». В команде создателей также талантливые оператор Михаил Хасая и композитор Игорь Вдовин

Стандартные претензии к отечественным фильмам ужасов предъявлять картине Надежды Михалковой можно уже с первых минут. Особенно к штампам – кладбище, подростки рассказывают страшные истории у костра, потревоженные духи. Это, простите, ещё у Ивана Сергеевича Тургенева в рассказе «Бежин луг» было. Одна из таких историй – про проигранное место, то есть место в кинотеатре, на которое ты случайно садишься, а потом умираешь. Понятно, что кто-нибудь из этих молодых ребят обязательно на это место сядет и в итоге погибнет страшной и мучительной смертью. 

Для фильма ужасов повествование в «Проигранном месте» развивается уж как-то совсем медленно. Довольно долго мы наблюдаем за жизнью типичных подростков поколения «десятых» – вейпы, спиннеры, айфоны, Инстаграм. Для пущего эффекта даже включена песня Лизы Монеточки с символичным названием «Не хочу ничего знать». В общем, полное погружение. Впрочем, динамику фильма можно объяснить одной простой вещью, которая сразу сорвёт покров тайны с работы Надежды Михалковой: «Проигранное место» – не фильм ужасов. Это больше детектив. Пусть триллер. Но никого «пугать» она не собирается.

Примерно к середине картины становится понятно, что есть конкретный убийца, герой-мститель с чётко прописанной мотивацией, а мистика тут совсем ни при чём. Да, какие-то элементы, такие как резкие и громкие звуки, неожиданные исчезновения, тёмные комнаты и кладбища, остаются, но не более того. Вот так лихо «Проигранное место» оборачивается вовсе не тем, чего от него ждёшь.

С другой стороны, и вовсе кажется, что через картину создатели пытаются говорить о довольно важной вещи – развитии подростка в современном обществе. Да, через ужастик-детектив-триллер Надежда Михалкова рассказывает о школьниках, их проблемах и образе жизни – безделье, отсутствие контроля со стороны родителей (точнее, полное отсутствие взрослых в жизни их ребёнка) и каких-либо стремлений, безнравственность. И весьма логично, что этот фильм можно сравнить и с нашумевшей «Школой» Германики, и с «Классом коррекции» Твердовского, и даже со скандальным «Классом» Ильмара Раага

И всё бы хорошо, но вот только слишком много режиссёр-дебютант пытается втиснуть в один фильм. Под великолепную музыку Игоря Вдовина (одна из сильных сторон фильма) и замечательную операторскую работу Михаила Хасая картину шатает то в одну сторону, то в другую. К месту и не к месту появляются киноцитаты других работ. Так, Анна Михалкова один в один играет роль Мардж Гандерсон (Фрэнсис Макдорманд) – следователя из фильма братьев Коэнов «Фарго». А её друг-детектив – Алексей Дякин – в какой-то момент и вовсе открытым текстом говорит, что всё происходит, как в фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы». 

Наверное, Надежде, как дебютанту, многое можно простить. И недоработку с молодыми актёрами, и где-то огрехи в сценарии (хотя тут неизвестно, к кому именно претензия). На выходе получилось весьма необычное, молодое и дерзкое кино, которое за полтора часа проходит путь от штампованного хоррора до детектива и чёрной комедии. Тут, конечно, можно и поплеваться, но можно и задуматься. К примеру, над фразой, произнесённой героиней Анны Михалковой: «Вот случись с ними что-нибудь, и виноваты будут все – родители, школа и даже «Фейсбук», но не сам подросток». 

  • Опубликовано в №203 от 03.11.2018
Областная газета Свердловской области