«Ненастье»: сказка о потерянном времени

На телеэкраны вышел долгожданный сериал Сергея Урсуляка «Ненастье», созданный по роману уральского писателя Алексея Иванова. Кадр из фильма «Ненастье», режиссёр Сергей Урсуляк

На телеэкраны вышел долгожданный сериал Сергея Урсуляка «Ненастье», созданный по роману уральского писателя Алексея Иванова. Кадр из фильма «Ненастье», режиссёр Сергей Урсуляк

На телеэкраны вышел долгожданный сериал Сергея Урсуляка «Ненастье». Создан он по роману уральского писателя Алексея Иванова, и часть съёмок проходила в Нижнем Тагиле, поэтому свердловчане ждали эту работу особенно. В эфире канала «Россия 1» уже показали первые шесть серий, поделимся с читателями нашими впечатлениями. 

Роман «Ненастье» – одно из главных произведений последних лет уральского автора Алексея Иванова. Ради него он в 2016 году поступился своими принципами и решил после десятилетнего перерыва принять участие в литературных премиях. Но после того как «Большая книга» оставила его за бортом тройки призёров, он вновь закрылся. Кстати, на церемонии награждения «БК» в том году генеральный директор «России 1» Антон Златопольскийотметил, что ему бы очень хотелось, чтобы победители «Большой книги» были непременно экранизированы. Интересный нюанс – лауреатом в тот год стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога», а экранизировали всё равно Иванова, причём, как известно, Златопольский сам выступил продюсером картины. 

И это объяснимо. Алексей Иванов очень кинематографичный писатель. Взять любую его книгу – тот же «Тобол» или «Географ» – каждый эпизод динамичен, герои выписаны до деталей, сюжет захватывает – бери и снимай. Да, есть подводный камень в виде самого Иванова – если ему не нравится результат, он скажет об этом во всеуслышание. 

Но в случае с «Ненастьем» все расстались полюбовно. Алексей Иванов неоднократно выражал восхищение режиссёром Сергеем Урсуляком, тот отвечал ему взаимностью. Вроде бы всё хорошо. Только вот после просмотра остаётся осадочек. Да, прославленный автор телефильмов «Ликвидация» и «Тихий Дон» трепетно отнёсся к первоисточнику, практически неотрывно следуя за историей Иванова, но… пожалуй, и всё. На этом режиссёр будто успокоился, не ставя себе задачу сделать от книги на экране шаг навстречу большому кино. 

Два главных героя картины Герман Неволин (слева) и Сергей Лихолетов несколько секунд назад узнали, что Советский Союз распался, и им теперь предстоит жить уже в другой стране. Фото: Кадр из фильма «Ненастье», режиссёр Сергей Урсуляк

… Сериал начинается с песни «Прекрасное далёко» и демонстрации кадров детского фильма «Гостья из будущего» под мерный пересчёт денег в банке. Через несколько минут Герман Неволин – бывший афганец – силой заберёт их себе и поедет закапывать в районе деревни Ненастье. На дворе 25 декабря 1999 года. 

«Прекрасное далёко» у Сергея Урсуляка становится словно эпиграфом – «В прекрасное далёко я начинаю путь». Дальше уже вовсе не прекрасное далёко, а город Батуев. 

Сам Алексей Иванов в интервью «ОГ», когда вышел роман, сказал: «Много раз слышал, что якобы я написал про Екатеринбург. Ничего подобного. Екатеринбург — город выразительный, сугубо индивидуальный. Я специально не стал помещать его в роман, чтобы не заслонять им то, о чём пишу. Батуев — «никакой» советский город, без всяких достопримечательностей». Вот только благодаря фильму этот акцент появился вновь, как бы писатель ни хотел обратного. Пусть не Екатеринбург, но Нижний Тагил, где и проходила часть съёмок. Понятно, что снимать где-то было нужно, но Тагил, скажем прямо, слишком узнаваем – с его Демидовским заводом, дымящими трубами НТМК. И хотелось бы гордиться тем, что город попал в объектив кинокамеры, но режиссёр делал из него тот самый «никакой» Батуев, и увы, у него это получилось. 

Режиссёр мгновенно погружает нас в ту эпоху – унылые «панельки», грязные «шестёрки» и «копейки», даже на кинотеатре «Победа» висит афиша «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина, который вышел в 1999 году (правда, надпись «СКОРО», кажется, тут лишняя – фильм пустили в прокат 21 апреля 1999 года. И если 25 декабря он ещё шёл, то вряд ли анонсировался подобным образом). 

Те, кто роман не читал, а только смотрит сериал, по ходу повествования узнают, что все серии – бесконечный «перескок» из одного времени в другое. От войны в Афганистане до конца прошлого столетия. За это время мы наблюдаем историю становления движения ветеранов-афганцев. Оно и понятно: Сергей Урсуляк хотел сказать именно про 90-е – не больше и не меньше. Может, и поэтому в какой-то момент начинает казаться, что 90-е здесь норовят стать самостоятельным героем, а «братцы-афганцы» – чересчур погружёнными в обстоятельства. И даже фраза Неволина «я этой стране присягу давал» – секунда в секунду склеена с объявлением об отставке Михаила Горбачёва в прямом эфире Центрального телевидения. На что второй главный герой – Серёга Лихолетов – отвечает: «Всё, Герман, нет твоей страны». И дальше всё покатилось кубарем вниз. 

Сергей Урсуляк всегда умело выстраивал в своих фильмах атмосферу нужного времени. Будь то послевоенная Одесса в «Ликвидации» или Гражданская война в «Тихом Доне», но отчего-то события 26-летней давности, которые режиссёр сам застал, получились совсем лубочными. Каждый кадр буквально напичкан «метками времени». По телевизору куда ни ткни идут попсовые клипы, из каждого утюга звучит музыка – от шведов «Army Of Lovers» с их хитом «Crucified» до Бориса Моисеева. Хорошо, что в пиковые моменты вступает мелодия с весьма символичным названием «Прощание с Россией» великого Эдуарда Артемьева и хоть как-то вытаскивает музыкальную линию. А среди всего этого – афганцы, которые уцелели в боях, но вернулись туда, где их никто не ждёт, и никому уже нет дела до ни до их подвигов, ни до покалеченных душ. 

Невольно всё происходящее сравниваешь с главной картиной 90-х – «Братом» Алексея Балабанова. Данила Багров тоже вернулся с войны (только с Чеченской), такой же выбитый из колеи герой. Он не хочет просто сидеть – он начинает действовать. «Сила в правде»,- говорит Багров. А что в «Ненастье»? Всё те же афганцы, которых можно назвать потерянным поколением, также начинают действовать, но вот девиз у них другой – «правда в силе». По такому принципу действует Серёга Лихолетов – главарь афганцев. «Робин Гуд» из 90-х – жёсткий и бескомпромиссный. Кого надо побьёт, разгонит, напугает. Но что дальше? А дальше должна была восторжествовать «Афганская идея», ради которой Лихолетов всё и затеял. Или «идея «Коминтерна» – некий механизм справедливости. Но только для тех, кто прошёл Афган. В фильме этот акцент почти потерян, оттого и кажется, что мы смотрим всего лишь боевичок о «лихих» 90-х.

Увы, одно из самых противоречивых десятилетий XX века у Урсуляка вышло слишком прямолинейным. 

Эффект от замыленной картинки сглаживают актёры – Александр Яценко (Неволин), Татьяна Лялина (его возлюбленная – Татьяна Куделина), Александр Горбатов (Лихолетов). Практически все они уже играли у Урсуляка. Суперзвезда прошлого года (после «Аритмии») – Яценко на экране фальшивить патологически не может. Александр Горбатов хоть и увлекается местами, но всё равно лихо играет «Робин Гуда», который ведёт афганцев к светлому будущему. 

Ещё одного персонажа – Яр-Саныча играет Сергей Маковецкий. В романе его герой – обиженный жизнью, загнобленный собственной женой мужик, который не любит никого, в том числе и себя. Он тоже представитель этого «подНевольного», потерявшегося поколения, который просто не знает, зачем живёт теперь.

В фильме Яр-Саныч – совсем другой персонаж. Этакий полусумасшедший мужичок, который больше всех тоскует по прошлой жизни. Как он выглядит? Конечно же, ходит в потрёпанной олимпийке «СССР», орёт советские песни и… перетягивает всё зрительское внимание на себя. Маковецкий попытался раскрасить своего Яр-Саныча всеми возможными красками, местами уходя в комедию. Только вот зачем? 

В итоге «Ненастье» представляется стандартным российским сериалом. Да, с хорошим и именитым режиссёром во главе, с достойными актёрами, но выше головы создатели проекта прыгнуть не смогли. Переосмысляет ли он 90-е? Лишь отчасти, а по большей степени всё же превращается в сказку о потерянном времени. 

  • Опубликовано в №210 от 15.11.2018 
Областная газета Свердловской области