На телеэкраны вышел долгожданный сериал Сергея Урсуляка «Ненастье». Создан он по роману уральского писателя Алексея Иванова, и часть съёмок проходила в Нижнем Тагиле, поэтому свердловчане ждали эту работу особенно. В эфире канала «Россия 1» уже показали первые шесть серий, поделимся с читателями нашими впечатлениями.
Роман «Ненастье» – одно из главных произведений последних лет уральского автора Алексея Иванова. Ради него он в 2016 году поступился своими принципами и решил после десятилетнего перерыва принять участие в литературных премиях. Но после того как «Большая книга» оставила его за бортом тройки призёров, он вновь закрылся. Кстати, на церемонии награждения «БК» в том году генеральный директор «России 1» Антон Златопольскийотметил, что ему бы очень хотелось, чтобы победители «Большой книги» были непременно экранизированы. Интересный нюанс – лауреатом в тот год стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога», а экранизировали всё равно Иванова, причём, как известно, Златопольский сам выступил продюсером картины.
И это объяснимо. Алексей Иванов очень кинематографичный писатель. Взять любую его книгу – тот же «Тобол» или «Географ» – каждый эпизод динамичен, герои выписаны до деталей, сюжет захватывает – бери и снимай. Да, есть подводный камень в виде самого Иванова – если ему не нравится результат, он скажет об этом во всеуслышание.
Но в случае с «Ненастьем» все расстались полюбовно. Алексей Иванов неоднократно выражал восхищение режиссёром Сергеем Урсуляком, тот отвечал ему взаимностью. Вроде бы всё хорошо. Только вот после просмотра остаётся осадочек. Да, прославленный автор телефильмов «Ликвидация» и «Тихий Дон» трепетно отнёсся к первоисточнику, практически неотрывно следуя за историей Иванова, но… пожалуй, и всё. На этом режиссёр будто успокоился, не ставя себе задачу сделать от книги на экране шаг навстречу большому кино.
… Сериал начинается с песни «Прекрасное далёко» и демонстрации кадров детского фильма «Гостья из будущего» под мерный пересчёт денег в банке. Через несколько минут Герман Неволин – бывший афганец – силой заберёт их себе и поедет закапывать в районе деревни Ненастье. На дворе 25 декабря 1999 года.
«Прекрасное далёко» у Сергея Урсуляка становится словно эпиграфом – «В прекрасное далёко я начинаю путь». Дальше уже вовсе не прекрасное далёко, а город Батуев.
Сам Алексей Иванов в интервью «ОГ», когда вышел роман, сказал: «Много раз слышал, что якобы я написал про Екатеринбург. Ничего подобного. Екатеринбург — город выразительный, сугубо индивидуальный. Я специально не стал помещать его в роман, чтобы не заслонять им то, о чём пишу. Батуев — «никакой» советский город, без всяких достопримечательностей». Вот только благодаря фильму этот акцент появился вновь, как бы писатель ни хотел обратного. Пусть не Екатеринбург, но Нижний Тагил, где и проходила часть съёмок. Понятно, что снимать где-то было нужно, но Тагил, скажем прямо, слишком узнаваем – с его Демидовским заводом, дымящими трубами НТМК. И хотелось бы гордиться тем, что город попал в объектив кинокамеры, но режиссёр делал из него тот самый «никакой» Батуев, и увы, у него это получилось.
Режиссёр мгновенно погружает нас в ту эпоху – унылые «панельки», грязные «шестёрки» и «копейки», даже на кинотеатре «Победа» висит афиша «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина, который вышел в 1999 году (правда, надпись «СКОРО», кажется, тут лишняя – фильм пустили в прокат 21 апреля 1999 года. И если 25 декабря он ещё шёл, то вряд ли анонсировался подобным образом).
Те, кто роман не читал, а только смотрит сериал, по ходу повествования узнают, что все серии – бесконечный «перескок» из одного времени в другое. От войны в Афганистане до конца прошлого столетия. За это время мы наблюдаем историю становления движения ветеранов-афганцев. Оно и понятно: Сергей Урсуляк хотел сказать именно про 90-е – не больше и не меньше. Может, и поэтому в какой-то момент начинает казаться, что 90-е здесь норовят стать самостоятельным героем, а «братцы-афганцы» – чересчур погружёнными в обстоятельства. И даже фраза Неволина «я этой стране присягу давал» – секунда в секунду склеена с объявлением об отставке Михаила Горбачёва в прямом эфире Центрального телевидения. На что второй главный герой – Серёга Лихолетов – отвечает: «Всё, Герман, нет твоей страны». И дальше всё покатилось кубарем вниз.
Сергей Урсуляк всегда умело выстраивал в своих фильмах атмосферу нужного времени. Будь то послевоенная Одесса в «Ликвидации» или Гражданская война в «Тихом Доне», но отчего-то события 26-летней давности, которые режиссёр сам застал, получились совсем лубочными. Каждый кадр буквально напичкан «метками времени». По телевизору куда ни ткни идут попсовые клипы, из каждого утюга звучит музыка – от шведов «Army Of Lovers» с их хитом «Crucified» до Бориса Моисеева. Хорошо, что в пиковые моменты вступает мелодия с весьма символичным названием «Прощание с Россией» великого Эдуарда Артемьева и хоть как-то вытаскивает музыкальную линию. А среди всего этого – афганцы, которые уцелели в боях, но вернулись туда, где их никто не ждёт, и никому уже нет дела до ни до их подвигов, ни до покалеченных душ.
Невольно всё происходящее сравниваешь с главной картиной 90-х – «Братом» Алексея Балабанова. Данила Багров тоже вернулся с войны (только с Чеченской), такой же выбитый из колеи герой. Он не хочет просто сидеть – он начинает действовать. «Сила в правде»,- говорит Багров. А что в «Ненастье»? Всё те же афганцы, которых можно назвать потерянным поколением, также начинают действовать, но вот девиз у них другой – «правда в силе». По такому принципу действует Серёга Лихолетов – главарь афганцев. «Робин Гуд» из 90-х – жёсткий и бескомпромиссный. Кого надо побьёт, разгонит, напугает. Но что дальше? А дальше должна была восторжествовать «Афганская идея», ради которой Лихолетов всё и затеял. Или «идея «Коминтерна» – некий механизм справедливости. Но только для тех, кто прошёл Афган. В фильме этот акцент почти потерян, оттого и кажется, что мы смотрим всего лишь боевичок о «лихих» 90-х.
Увы, одно из самых противоречивых десятилетий XX века у Урсуляка вышло слишком прямолинейным.
Эффект от замыленной картинки сглаживают актёры – Александр Яценко (Неволин), Татьяна Лялина (его возлюбленная – Татьяна Куделина), Александр Горбатов (Лихолетов). Практически все они уже играли у Урсуляка. Суперзвезда прошлого года (после «Аритмии») – Яценко на экране фальшивить патологически не может. Александр Горбатов хоть и увлекается местами, но всё равно лихо играет «Робин Гуда», который ведёт афганцев к светлому будущему.
Ещё одного персонажа – Яр-Саныча играет Сергей Маковецкий. В романе его герой – обиженный жизнью, загнобленный собственной женой мужик, который не любит никого, в том числе и себя. Он тоже представитель этого «подНевольного», потерявшегося поколения, который просто не знает, зачем живёт теперь.
В фильме Яр-Саныч – совсем другой персонаж. Этакий полусумасшедший мужичок, который больше всех тоскует по прошлой жизни. Как он выглядит? Конечно же, ходит в потрёпанной олимпийке «СССР», орёт советские песни и… перетягивает всё зрительское внимание на себя. Маковецкий попытался раскрасить своего Яр-Саныча всеми возможными красками, местами уходя в комедию. Только вот зачем?
В итоге «Ненастье» представляется стандартным российским сериалом. Да, с хорошим и именитым режиссёром во главе, с достойными актёрами, но выше головы создатели проекта прыгнуть не смогли. Переосмысляет ли он 90-е? Лишь отчасти, а по большей степени всё же превращается в сказку о потерянном времени.
- Опубликовано в №210 от 15.11.2018