Три «Белых слона»

Марта Козлова, "Война Анны"

Марта Козлова, как однажды отметил Федорченко, очень любит призы. Особенно денежные. Она мечтает накопить на покупку кошки. Кадр из фильма "Война Анны"

Гильдия киноведов и кинокритиков России вручила свои награды – премию «Белый слон» – по итогам прошедшего года. Лучшим фильмом была признана «Война Анны» екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко. Более того, юная Марта Козлова, сыгравшая главную роль, была признана лучшей актрисой, а Алишер Хамидходжаев – лучшим оператором.  

Существующая с 1998 года премия Гильдии киноведов и кинокритиков на данный момент остаётся едва ли не единственной независимой кинонаградой в стране. Оттого, наверное, за Федорченко искренне радостно. И вот почему. 

С «Войной Анны» история столь сложная и грустная, что в очередной раз, рассказывая её, хочется пусть и риторически, но задать вопрос: ну почему так всё сложилось? Снятый в 2017 году фильм долго доделывался. На завершение постпродакшна – финальные работы над звуком, графикой, цветокоррекцией, выкуп прав на музыку и оригинальный саундтрек – создатели собирали деньги в Интернете. Краудфандинг тогда помог – необходимую сумму нашли (каждый мог пожертвовать хоть 100 рублей). У «Войны Анны» началось фестивальное турне, которое стартовало с престижного смотра в Роттердаме. Тут же от критиков стали появляться положительные и восхищённые отзывы.  

Российская премьера состоялась на «Кинотавре». «Война Анны» открывала основной конкурс. Необычная по своей стилистике работа Федорченко, рассказывающая историю маленькой девочки, прячущейся от нацистов в камине и вопреки всем и всему выживающая на войне, кажется, понравилась всем. Умилялись тогда и над восьмилетней Мартой Козловой, которая со сцены сказала, что слово «Кинотавр» у неё почему-то ассоциируется с драконом.

Но… так любимый на главном российском смотре Алексей Федорченко неожиданно остался без главных призов. И только Марту Козлову наградили спецдипломом жюри («За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка»). Такое решение тогда удивило очень многих, в том числе обладательница Гран-при и сценаристка «Войны Анны» Наталия Мещаниноварассказывала нам в интервью:  «Меня это удивило. Когда мы сидели в зале, у меня было такое ощущение: у нас – у фильма «Сердце мира» – приз за лучшую мужскую роль, а Гран-при – «Войне Анны». 

Расстроились от этого и продюсеры картины. По одной из версий, это стало едва ли не главным фактором в их решении не выпускать фильм в широкий прокат. Кому от этого стало лучше – непонятно. В итоге один из самых драматичных, художественно интересных и лучших фильмов о войне за много лет до зрителя не дошёл. Печальная история без счастливого конца. Работа Федорченко успешно ездит по российским и зарубежным фестивалям, получает призы, участвует в спецпоказах, но большинство зрителей её просто не видели! И увидят ли вообще – неизвестно. К слову, премия «Белый слон» как профессиональное сообщество эту проблему негласно старается актуализировать. Совсем жалко смотреть на прокат отечественного (пусть и авторского) кино в России. 

Наверное, российские критики некоторую справедливость восстановили: главный «Слон» – «Войне Анны». Конечно, думать о том, что решение тут чисто «прагматическое» – совершенно неверно. Просто художественные достоинства фильма вопросов не вызывают. Разве что давать приз за лучшую женскую роль Марте Козловой – слишком красивый жест. Соревнование с профессиональными актрисами – Анной Слю («Подбросы») и Натальей Кудряшовой («Человек, который удивил всех») – кажется не совсем правильным. С той, например, стороны, что Кудряшова в этом году получила на Венецианском фестивале приз как лучшая актриса.

А вот Алишер Хамидходжаев, создавший целый мир в пространстве камина, награждён вполне заслуженно. В своей номинации он победил с большим отрывом от Юрия Клименко («Ван Гоги») и Владислава Опельянца («Лето»). 

Впрочем, сильная в этом году была конкуренция. И «Лето» Кирилла Серебренникова, и «Сердце мира» Мещаниновой сильные и интересные работы. Первого, впрочем, признали лучшим режиссёром. Приз за лучший сценарий достался Авдотье Смирновой, Анне Пармас и Павлу Басинскому за «Историю одного назначения». Лучшим актёром признали Евгения Цыганова («Человек, который удивил всех»), лучшая музыка – Роман Билык, Герман Осипов («Лето»), а также Леонид Десятников и Алексей Сергунин («Ван Гоги»). Кстати, за костюмы наградили Андрея Понкратова («Лето»), который обошёл Алексея Максимова («Война Анны») и свердловчанку Елену Окопную, создававшую костюмы для «Довлатова» Германа-младшего

Комментарий

Лилия НЕМЧЕНКО, кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России: 

– Голосование прошло, и я могу сказать, что голосовала за Федорченко – за лучший фильм, режиссуру и оператора. Две позиции из моего голосования оказались такими же, как и у большинства членов. За Марту я не голосовала: мне казалось, что это немного другая «весовая категория». Но на фестивале «Кинопроба», когда мы впервые в Екатеринбурге показали «Войну Анны», мы передали Марте подарки – она замечательная девочка. 

На «Кинотавре» все критики были убеждены, что «Война Анны» получит призы. К сожалению, такие ситуации бывают. Любые награды зависят от состава жюри. В кулуарах мы обсуждали этот фильм, и многие ставили его на первое место. Наша ставка не оправдалась. Но так было решено. Такое же, на мой взгляд, произошло и с фильмом «Ван Гоги» Ливнева. Замечательная картина. 

За Алексея я безумно рада. Думаю, что сейчас награда нашла своего героя. Премия «Белый слон» независимая, и все голосуют тайно. Тут никто ни на кого не давит. Я надеюсь, что и с прокатом тоже что-то решат, и он вернётся в большом формате, а не в варианте закрытых показов. Логика продюсеров здесь таинственна. 

  • Опубликовано в №006 от 16.01.2019 
Областная газета Свердловской области