«Тобол». Много споров. Сколько искусства?

Одно из главных преимуществ картины "Тобол" - виртуозная работа казахских каскадёров во главе с актёром Еркебуланом Дайыровым (в центре). Кадр из фильма "Тобол", реж. И.Зайцев

Одно из главных преимуществ картины "Тобол" - виртуозная работа казахских каскадёров во главе с актёром Еркебуланом Дайыровым (в центре). Кадр из фильма "Тобол", реж. И.Зайцев

В канун 23 февраля в екатеринбургском Доме кино с размахом прошла премьера фильма «Тобол». Представлять картину в столицу Урала приехал генеральный продюсер Олег Урушев. Перед показом зрителям предложили познакомиться с фотовыставкой, посвящённой съёмкам, увидеть несколько костюмов, созданных художниками Владимиром Никифоровым и Дмитрием Андреевым специально для «Тобола», а также сфотографироваться с актёрами – Ильёй Антоненко, Юлией Макаровой и Сергеем Степанченко.

«Тобол» задолго до премьеры оброс скандалами. Главный заключался в том, что создатель сценария картины Алексей Ивановне захотел, чтобы его имя упоминалось в титрах. Писатель был не согласен с тем, как режиссёр Игорь Зайцев и продюсеры распорядились литературной основой. После выхода фильма на широкий экран Иванов продолжил подливать масла в огонь, назвав картину «недоваренной кашей из топора» (и это одна из самых мягких формулировок). Многие из тех, кто прочитал одноимённый роман, уже встали на сторону писателя, ругая картину за упущение массы подробностей из книги, а некоторые и вовсе не дают фильму шанс, отказываясь идти в кинотеатр. Так кто же прав?

На самом деле думать, что кинематографисты «неправильно» обошлись с романом Алексея Иванова несколько странно. Хотя бы потому, что идея создания сюжета про архитектона Семёна Ремезова, Тобольский кремль и губернатора Гагарина – принадлежит как раз генеральному продюсеру фильма «Тобол» Олегу Урушеву. Продюсер заказал Иванову киносценарий, тот согласился. С планом сценария они отправились на «Первый канал», где идея Урушева и работа Иванова пришлись по вкусу. А вот после того как киносценарий был закончен, между заказчиками и Ивановым начались разногласия. Кинематографисты, понимая, что такую объёмную историю, которую им представил писатель, они снять не смогут, внесли весомые коррективы. После чего Иванов не узнал первоосновы и, громко хлопнув дверью, вышел из проекта. Говоря деловым языком – Иванову не удалось угодить заказчикам. Бывает. Вот только в сфере искусства имя Иванова гораздо звонче, нежели имена Олега Урушева и Игоря Зайцева, вместе взятых. Поэтому неудивительно, что большинству читателей невдомёк, что в этой истории вначале было, увы, не слово и не книга уральского автора.

Второй камень преткновения – это историческая основа «Тобола». Здесь уже критика обрушилась как на фильм, так и на книгу. Масса фактических неточностей, сомнительно расставленные акценты, хронологические нестыковки. Чтобы на корню пресечь недовольные отзывы, Иванов сразу обозначил жанр «Тобола» – роман-пеплум, дав себе право лишь фантазировать на тему исторических событий. Этой же возможностью воспользовались и кинематографисты. Только не все читатели и зрители оказались готовы к исторической «обманке» в угоду зрелищности.

Так вот за исторической достоверностью в кинотеатр на «Тобол» идти точно не стоит. Это истерн – приключенческий фильм, где огромное внимание уделено батальным сценам, трюкам и спецэффектам. Создатели картины честно говорят, что рассчитывали на аудиторию 15–30 лет, поэтому делали модное, динамичное, зрелищное кино. Что им в полной мере удалось. В центре сюжета – схватка полчищ диких джунгар с отважным отрядом, посланным хитрым губернатором Гагариным практически на смерть.

Трюки в фильме ставил знаменитый казахский каскадёр Жейдок (Жайдарбек Кунгужинов), сотрудничающий с Голливудом. Он же работал на фильме «Викинг». Эпизоды с трюками действительно получились выдающимися, мужская аудитория, безусловно, оценит. Отдельного внимания заслуживает дуэль на пушках главных героев – такого в кино мы ещё не видели.

Оператором «Тобола» выступил Юрий Коробейников, снимавший несколько проектов, имеющих большую популярность у молодой аудитории («Sпарта», «Саранча»). Монтировать картину пригласили Петра Зеленова - обладателя «Золотого орла» за работу над фильмами «Движение вверх» и «Легенда №17». Пётр работал в технике, которую киношники прозвали «бобслей» – быстрый монтаж: на экране параллельно разворачивается сразу четыре истории.

Когда Олег Урушев перед показом в Екатеринбурге заявил, что фильм рассчитан в первую очередь на молодёжь, зал возмутился, прервав оратора. Урушев даже немножко опешил, оправдываясь, что картина придётся по душе всем возрастным категориям. Оказалось, так и есть. Мне довелось смотреть её в Доме кино, в зале с аудиторией преимущественно почтенного возраста. И зрители плакали, а значит, сквозь броню спецэффектов и зрелищных драк создатели «Тобола» смогли добраться до сердец публики, а это ли не самое главное.

Несмотря на разногласия, Алексей Иванов дал согласие на то, чтобы его книга также вышла с кинообложкой. Этот вариант в магазине разлетелся моментально. Фото: Павел Ворожцов
Актёр Сергей Степанченко на премьере фильма "Тобол" в Екатеринбурге. Фото: Павел Ворожцов
  • Актёры Илья Антоненко и Юлия Макарова раздают автографы на премьере фильма "Тобол". Фото: Павел Ворожцов
    Атмосферу петровских времён в Доме кино создавали офицеры, будто сошедшие с экрана. Фото: Павел Ворожцов
    В Доме кино в день премьеры можно было в деталях рассмотреть костюмы героев "Тобола". Фото: Павел Ворожцов

  • Опубликовано в № 34 от 26.02.2019 под заголовком «Тобол». Много споров. Сколько искусства?»
Областная газета Свердловской области