Темы дня

Олег Урушев: «Мы – большой рекламный ролик книги «Тобол»

Олег Урушев

Олег Урушев рассказал, что если "Тобол" посмотрит большое количество зрителей, группа возьмётся за съёмки второй части. Фото: Павел Ворожцов

В екатеринбургском Доме кино картину «Тобол» представил главный продюсер Олег Урушев. Он рассказал о том, почему взялся снимать кино, которое точно не окупится, почему не жалеет, что отдал авторские права на книгу Алексею Иванову и ждать ли зрителям «Тобол-2».

– Олег Александрович, в Екатеринбурге вас благодарили за то, что вообще взялись снимать «такое» кино. Имея в виду исторические, костюмированные картины, которые, как известно, сегодня не окупаются…

 – Верно, зарабатывают на другом. На малобюджетных фильмах – типа «Горько!» – кино, в которое мало вложил и много посмеялся юмору на уровне плинтуса. Мы о другом. Я не знаю, какое бы историческое кино окупилось. Даже фильм «Т-34», который собрал два миллиарда рублей при бюджете в 750 миллионов рублей. Но там только продвижение картины оценивается в 250 млн рублей. У нас эта сумма тоже немаленькая, но не сравнима – 30–40 млн рублей… Мы, естественно, искали партнёров – это компании, не заинтересованные на получении прибыли от кинематографа – «Сибур» и «Газпром». Нас поддержало государство (два гранта Фонда кино общей суммой 130 млн рублей). Также, когда мы попали в сложную финансовую ситуацию, и под угрозой были сроки выхода фильма в прокат, нас спасло правительство Тюменской области. Нам поставили задачу, чтобы о Тобольске узнали. За последние 15 лет было много вложено в реконструкцию этого города. И для власти важна была именно туристическая составляющая – кино это лучшая рекламная кампания для города. С нами на презентации даже ездят представители туристической фирмы, они продают путёвки под лозунгом – «В Сибирь по собственной воле». Первую, кстати, вручили мужу Агаты Муцениеце (исполнительницы роли Бригитты) – Павлу Прилучному, чтобы последовал примеру супруги (смеётся).

– Перейдём к фильму. На сцене вы сказали, что готовы к критике. Её достаточно, главная претензия – сжатый, скомканный сюжет.

– Тех, кто прочитал роман, сейчас всего 50 тысяч человек (Урушев сам начинает разговор о книге Иванова). Минимум, которому мы хотим показать фильм, это миллион. Может быть, после этого к 50 тысячам добавится ещё 950 тысяч. Мы хотим, чтобы наша молодёжь начала читать. И то, что наш фильм потом можно «дочитать», считаем своей фишкой. Если хотите, мы – большой рекламный ролик книги «Тобол».

– Но идея была ваша, по логике, эта работа Иванова должна была стать вашей рекламой. Не обидно, что всё обернулось иначе?

– Да, это я пришёл к нему с идеей, а не он ко мне. Но я очень рад, что книга появилась. Более того, если бы я тогда не отдал на неё права, романа вообще бы не было. В итоге в кино главные сцены, фабула – всё от Алексея Иванова. Мы же сделали сюжет острее, динамичнее. Вы бы смотрели в кинотеатре диалог по 12 минут?

– Было бы скучновато.

– Вот с этим мы боролись. Например, сцена, когда Иван Демарин приходит в дом Ремезовых написана у Алексея на семь минут! Это слишком. Как это всё уложить максимум в два часа? У нас монтажёр Пётр Зельнов сумел сделать час и 43 минуты. А Европа просит сократить ещё на 10 минут… Или у Иванова Ремезов и Машка не уходят в поход, но мы не могли допустить, чтобы главный герой пропал с экрана на 15 минут. Кстати, в дискуссиях родилась и самая мощная сцена – когда Семён Ремезов идёт со свечкой к могиле. Её не было у Алексея, он написал её за 10 дней до съёмок…

Кто-то говорит, что «Тобол» снят клипово – да, но сегодня и жизнь такая. Никто сейчас не будет смотреть кинороман на экране. Вы думаете, что все восхищаются творчеством Алексея Иванова? Нет, есть и такие, кто не может дочитать роман до конца.

– Вы упомянули европейского зрителя. В каких ещё странах покажут картину?

– «Тобол» уже продан в шесть стран, включая Америку, Германию, Корею, Испанию, с некоторыми ещё ведутся переговоры.

– Самый мощный рынок – это Китай.

– Да, мы очень хотим туда попасть, ведём переговоры, но с ними сложно, потому что Китай, в отличие от нас, не намерен отдавать рынок иностранцам.

Олег Урушев
Олег Урушев рассчитывает, что их картина "Тобол" соберёт миллионную аудиторию. Фото: Павел Ворожцов
  • Опубликовано в №34 от 26.02.2019 под заголовком «Мы – большой рекламный ролик книги «Тобол»»
Областная газета Свердловской области
.