«Ван Гоги»: художники без любви

Кадр из фильма "Ван Гоги"

Сильнейший по уровню игры актёрский дуэт - Серебряков и Ольбрыхский (справа). Алексей Серебряков, возможно, сыграл одну из лучших своих ролей в кино. Кадр из фильма "Ван Гоги", реж. С.Ливнев

В российском прокате – одна из сильнейших по эмоциональному накалу картин года – «Ван Гоги» Сергея Ливнева. Первая после четвертьвекового перерыва работа режиссёра, в которой рассказывается совсем нетипичная для российского кинематографа история об умирающем отце и его сыне, прекрасно исполненная Алексеем Серебряковым и Даниэлем Ольбрыхским.

Картину в России представили в июне 2018 года на «Кинотавре», где мне её и удалось посмотреть. Для Сергея Ливнева это первая работа с 1994 года. Даже заядлые киноманы Ливнева с режиссурой не ассоциируют уже давно. Сам Сергей с иронией отмечает, что до сих пор ходит с ярлыком «сценарист «Ассы». Действительно, Сергей Ливнев – один из сценаристов культового фильма Сергея Соловьёва. Потом, в начале 90-х, он снял «Кикс» и «Серп и молот», с Серебряковым. Затем уезжал из страны в США, но вернулся, занялся продюсированием. В последнем качестве и был известен до последнего времени.

Поэтому на «Кинотавре» даже профессиональное сообщество не знало, что ожидать от этой картины. Однако Алексей Серебряков, один из самых узнаваемых российских актёров последних лет, крайне избирателен в ролях, и это успокаивало – провала точно не будет.

И в общем, тема отцов и детей пусть и «вечная», но многим показалась избитой. Опять про поколения? Нет. «Ван Гоги» в этом плане – картина почти уникальная. Здесь нет нравоучений о смене поколений и разных временах. Перед нами – история отца и сына, которые, кажется, разучились любить, но так ищут это чувство.

Художник Марк Гинзбург (его играет Серебряков) живёт в Израиле. В самом начале мы узнаем, что в голове у него есть иголка – так, по его словам, от него в младенчестве пыталась избавиться мать. Рано или поздно она может сдвинуться, и Марк умрёт в страшных муках. А ему, кажется, это и нужно. К 52 годам семью он не нажил, друзей нет. Мать бросила в детстве, работы его никому не нужны. Есть только отец – знаменитый дирижёр Виктор Гинзбург (Ольбрыхский), с которым он не ладит.

К своему папе в Ригу Марк прилетит скрипя зубами и вдруг увидит, что состояние его ухудшается, и всё переходит в старческую деменцию. Времени остаётся мало, чтобы разобраться в отношениях с отцом, простить (или нет) обиды прошлого. С этого моменты мы будем наблюдать развязку. Мы знаем, чем точно кончится жизнь одного из героев, но что было в этой жизни до?

Мы, зрители, будем смотреть, как отец и сын стали чужими друг другу людьми и как в конце концов пытаются стереть эту границу. Пытаются, но у них уже нет времени – поздно начали. Невероятная по накалу атмосфера поиска реальных чувств, ответов на вопросы, простой любви и теплоты, которых не хватает, да и никогда не хватало каждому из них.

Один всю жизнь был занят музыкой и целовал своего сына лишь перед сном. Другой – недолюбленный ни отцом, ни матерью ребёнок, который так и не смог избавиться от этого чувства. Внутри себя он такой же Птицын – так называет его отец. Робкий птенец, не знающий что делать с этой пустотой. Вот они – Ван Гоги – отец и сын, которые, выходит, за свою жизнь не научились любить. Два художника, глубоко несчастных внутри себя.

«С тобой было так радостно, так хорошо, но так мало», – со слезами на глазах произнесёт Марк своему отцу, который уже не будет его узнавать.

И вот уже к концу картины Марк, который ненавидел своего отца за безразличие к его жизни, за враньё, за оскорбления, будет носить на себе отца, рыдать у его постели, потому что ничего не может изменить. «Ван Гоги» не взывают к прощению, нет. Сергей Ливнев словно скальпелем препарирует человеческие чувства, показывая, что от любви до ненависти, в общем, реально один шаг. Ливнев вернулся в режиссуру после 25-летнего перерыва с очень личным и откровенным фильмом. Откровенным не по сценам, а по обнажению человеческой природы и чувств, которые словно оголённые провода: за них нужно взяться двум людям. Да, это больно, но это жизнь.

В кулуарах «Кинотавра» Алексей Серебряков расскажет мне, что именно это и привлекло его в проекте и что он невероятно любит эту картину. А Даниэль Ольбрыхский согласился сниматься за один день, едва прочитав сценарий. Вдобавок к этому тут прекрасная операторская работа Юрия Клименко и сильные актёры, задействованные пусть и в эпизодах, но достойные аплодисментов – Елена Коренева, Полина Агуреева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Сергей Дрейден, Авангард Леонтьев.

– Вы знаете, название «Ван Гоги» было сразу, – рассказал мне режиссёр. – Не думаю, что оно сбивает с толку, и вряд ли кто-то думает, что оно о художниках. Понятно, что Ван Гог – это, с одной стороны, гениальный художник, а с другой, – классический неудачник в жизни. Он был в постоянной депрессии. Вот такое сочетание двух вещей. Когда фильм досмотришь, станет понятно всё.

  • Опубликовано в №44 от 14.03.2019
Областная газета Свердловской области