Темы дня

«Миллиард»: отцы и… деньги

Кадр из к/ф «Миллиард», Реж. Р. Прыгунов

Владимир Машков и его "дети", которых сыграли: слева направо Гела Месхи, Григорий Калинин, Павел Чинарёв, Фёдор Бавтриков. Кадр из к/ф «Миллиард», Реж. Р. Прыгунов

Картина «Миллиард» вот уже несколько дней является лидером отечественного проката. Едва ли не первая за пять лет киноработа Романа Прыгунова с Владимиром Машковым в главной роли представляет собой комедийный боевик про ограбление банка, в котором, кажется, должно находиться место семейным ценностям. Но находится ли?

«Миллиард» до просмотра привлекает по двум причинам. Во-первых, Владимир Машков. Он один из самых узнаваемых и (чего греха таить) самых высокооплачиваемых артистов последних лет. Актёр огромного таланта, харизматичный и обаятельный, способный всё сделать в одиночку, вытянуть на себе всю картину. Каждая его работа, безусловно, запоминается, несмотря на общее впечатление от фильма. Более того, Машков как-то оговорился, что хочет взять перерыв в кино – очень много работы в театре Табакова (возглавляет его с 2018 года). Так что это одна из двух картин, после которых актёр ставит паузу. Надеемся, что не навсегда.

Во-вторых, режиссёр Роман Прыгунов – автор дилогии «Духless», где он пристально исследовал дух времени XXI века, тем самым оставив кинослепок «нулевых». «Миллиард» в этом плане казался если не продолжением начатой темы, то, по крайней мере, минимальным отражением действительности. Пусть не совсем приближенной к реальности, но всё-таки наше кино, про жизнь.

На деле жизнь оказывается какой-то чужой и слишком уж глянцевой. В её центре – успешный банкир Матвей Левин (Владимир Машков), у которого состояние на несколько миллиардов долларов. В жизни и в работе он хладнокровный, деспотичный, уверенный в себе. И тут в одночасье умирает его партнёр по бизнесу, и, оказывается, что для прикрытия всё имущество было переписано на него. Тут же появляется дочь умершего и говорит, что делить она ничего не собирается, и всё переходит к ней. Левин остаётся у разбитого корыта и хочет выкрасть расписку о том, что всё на самом деле принадлежит ему. Проблема в том, что расписка находится в надёжном французском банке. Нужен грабёж.

Владимир Машков - в роли успешного банкира Фото: Кадр из к/ф «Миллиард», Реж. Р. Прыгунов

Даже после краткого пересказа сюжета возникает множество вопросов к сценарию, за который отвечал Андрей Золотарёв. Прагматичный и успешный банкир мог сделать такую промашку? О таком раскладе он не подумал? Да бог с ним, дальше выясняется, что в 90-е один нерадивый и хитрый врач буквально направо и налево продавал, скажем так, биологический материал Левина, и теперь у того целая куча детей, о которых он ничего не знает и знать не хочет. Оставшись ни с чем, банкир отыскивает своих сыновей чтобы вместе с ними ограбить банк. Подбирается удивительная компания – умелый хакер, безбашенный гопник, рассудительный экскаваторщик, сектант-психолог. Конечно, все они соглашаются на авантюру.

Сам Прыгунов не скрывает, что его фильм похож на известную американскую картину «Одиннадцать друзей Оушена»: там группа авантюристов также пыталась ограбить банк. Вопрос – зачем? Ну вот зачем ещё до выхода фильма нужно это сравнение с голливудским блокбастером? От очередной попытки угнаться за американским продуктом становится совсем грустно. Разве мы не можем сделать своё? Так ведь можем, но не всегда хотим…

Если честно, ещё с середины фильма появляется неприятное чувство – знаешь, чем всё кончится. Речь не про саму развязку, хотя и её можно предугадать, а про те самые семейные ценности. Становится очевидным, что в конце фильма холодный банкир, которому никогда не были нужны свои же дети, в итоге проникнется отцовскими чувствами, обнимет, поймёт. Даже скажет высокопарную фразу, что, мол, не в деньгах же счастье. А зачем же тогда банк грабить?

Вот и превращается фильм в комок смыслов. И даже великолепная игра Владимира Машкова, до конца остающаяся хоть каким-то крючком для зрителя, не может вытащить фильм на высокий уровень. Понятно, что подобные фильмы должны развлекать. И ничего предосудительного в этом нет. Но окунувшись в глянцевую картинку, которой в силу жанра прощаешь явные сценарные огрехи, не находишь, чего искал. От такого развлечения, наоборот, начинаешь за час сорок уставать. Осознавая, что мир «Миллиарда» оказывается совсем чужим для простого человека, не отличающего «Мустанг» от «Майбаха» и Ниццу от Монако. Чей «Миллиард»? Для кого? Это совсем не про нашу жизнь.

Ну, а посмотреть на ограбление банка и перестрелку можно в кино на любой неделе, производства любой страны. И, наверное, с более хитроумными сюжетами и концовками. А у фильма Романа Прыгунова в концовке неожиданность одна – кажется, будет вторая часть.

  • Опубликовано в №73 от 24.04.2019
Областная газета Свердловской области
.