Темы дня

«Игра»: шоу Трумана по-русски

Кадр из фильма «Игра», реж. Д.Астрахан. В главной роли - Виктор Васильев.

В главной роли - Виктор Васильев. Он работает с Астраханом уже на второй картине, до этого была "Любовь без правил". Кадр из фильма «Игра», реж. Д.Астрахан

В российский прокат вышел фильм Дмитрия Астрахана «Игра». Про свою новую картину Астрахан ещё до выхода говорил довольно много, что она про «игру в жизнь», силу правды, границы личной свободы. Сама история, которая лежит в основе, действительно весьма занимательная, а художественное исполнение…

Работа Дмитрия Астрахана шла до зрителя практически два года. Несмотря на то что её показали в августе 2018-го на фестивале «Окно в Европу», в кинотеатрах её можно увидеть только сейчас. И то весьма ограниченно. Сам Дмитрий Хананович отмечал, что это время ушло на художественные доработки. Дескать, фильм непростой по подаче и изложению, было над чем подумать, поработать.

За свою режиссёрскую карьеру Дмитрий Астрахан снял более двадцати фильмов и сериалов. Конечно, в памяти сразу всплывают его ранние работы – «Всё будет хорошо», «Ты у меня одна». Первая полнометражная картина Астрахана «Изыди!» получила призы на ММКФ и «Кинотавре», в 1991 году была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в шорт-лист не вошла. Эти картины нравились зрителям за динамику, необычные сценарные ходы, элементы трагикомедии. Фильм «Всё будет хорошо», имевший колоссальный успех после выхода, запомнился всем как ещё один точный слепок времени наряду с «Ширли-мырли», «Особенностями национальной охоты» и другими разухабистыми картинами ушедших 90-х.

При этом работы Дмитрия Астрахана последних нескольких лет получались совершенно разными по стилистке. К примеру, фильм 2016 года – «Любовь без правил» – получился неудачным, местами откровенно пошлым. Оставалось надеяться, что «Игра» будет сделана иначе.

В итоге перед нами история успешного издателя и… поэта, миллионера Юрия Платонова (его играет бывший кавээнщик Виктор Васильев), у которого не жизнь, а сказка – любящая жена, сын, самолёт, «роллс-ройс», любовница. Сцены проезда по Кутузовскому проспекту плавно сменяются банкетом в одном из ресторанов, где отмечается 40-летие Платонова. Там его папа-миллиардер, всё чинно и красиво. Вечер ведёт Павел Воля (это его единственное появление в фильме, но однако он зачем-то присутствует на всех афишах), Платонов окружён любовью. И вдруг, среди этого блаженного спокойствия главный герой задумывается: «А чего это я такой счастливый?»

Ужасная тайна вскроется после очередного посещения любовницы, которая живёт в какой-то глухой деревне, и Платонов (почему-то?) боится ей сказать, что он миллионер и разыгрывает дешёвый спектакль со сменой одежды и машины. Улетая на частном самолёте, он из окна иллюминатора видит, что вся деревня собралась и куда-то поехала на автобусе. Игнорируя элементарные законы физики, Платонов достаёт телефон, звонит кому-то прямо с борта и узнает, что автобус принадлежит местному театру. Его любовница – актриса, а персонажи деревни – работники театра.

С этого момента главный герой будет пытаться найти ответ на вопрос: его жизнь чья-то партия в игре? Постепенно будет выясняться всё более и более шокирующие детали, что лучший друг – тоже подставной игрок, жена – тем более. Ладно хоть сын настоящий.

Сценарий написал постоянный соавтор Астрахана Олег Данилов. В литературной основе действительно есть за что зацепиться и над чем задуматься. Однако весь фильм лично меня мучил вопрос, что работа Данилова местами очень похожа и на фильм Дэвида Финчера с точно таким же названием, и на известную и крайне популярную картину 1998 года «Шоу Трумана» Питера Уира. Вот, например, описание «Шоу Трумана» с блистательным Джимом Керри: «Представьте себе, что вы вдруг начинаете понимать, что всё вокруг вас – декорации, а люди – актёры, притворяющиеся теми, кем они вам кажутся». Ничего общего?

Ну да бог с ним, скажете вы, реалии-то наши. Конечно, наши, а какие же ещё. Пол-фильма – это бесконечное переключение из нашего времени, то в криминальную молодость отца, где выясняется, что он чуть ли не главарь ОПГ всея Руси, при этом сколотивший огромное состояние и счастливо доживший до старости, то в детство и юность самого Платонова. Всё это, казалось бы, должно дать ключ к разгадке тайны, однако ещё с середины фильма предельно ясно, кто стоит за обманом. Концовки остаётся дождаться лишь для того, чтобы узнать, зачем это нужно. Но нужно ли это зрителю? «Игра», при интересном сценарии, сделана как-то небрежно и крайне неровно. Актёрская игра местами совсем удручающая, если бы не Олег Васильков в роли отца главного героя, то зацепиться, пожалуй, вообще не за что. Декорации ресторанов не меняются весь фильм, хотя проходят десятки лет, как и костюмы. И в какой-то момент становится откровенно скучно.

Этот то ли триллер, то ли детектив, казалось бы, должен в какой-то момент громко разрешиться, взорваться, словно бомба замедленного действия, но нет. Платонов, как тот же Труман, не бежит, не обретает даже внутренней свободы, лишь как-то невзрачно переваривая полную фальшь своей жизни. Вся его рефлексия – закадровые стихи, которые в общем тоже ясности не вносят и никак героя не раскрывают.

Картина призвана поднять серьёзные вопросы. Да и сам Астрахан говорил, что правда может вредить. И нужны ли кому-то горькие знания или лучше жить в счастливом неведении? На деле вопросов остаётся ещё больше, и минимальная попытка дать ответ на них и посмотреть на ситуацию с разных сторон, увы, не увенчалась достойным результатом.

  • Опубликовано в №101 от 14.06.2019
Областная газета Свердловской области