Темы дня

«Бегство рогатых викингов»: «Ералаш» плюс Крапивин равно…

Евгений Олещук. Кадр из фильма «Бегство рогатых викингов», реж. Илья Белостоцкий

Роль Джонни Воробьёва исполнил Евгений Олещук, ловко преображаясь из непослушного мальчишки в предводителя восстания против викингов. К/ф «Бегство рогатых викингов», реж. Илья Белостоцкий

В российских кинотеатрах продолжается показ фильма «Бегство рогатых викингов» режиссёра Ильи Белостоцкого по повести уральского классика Владислава Крапивина. Картина шла до зрителя почти девять лет, съёмки были закончены ещё в 2010 году. Но с тех пор продолжался поиск финансирования, чтобы завершить всю работу.

Владислав Петрович написал свою повесть в конце 60-х годов, но специально для фильма он переработал сценарий. Он перенёс действие в наши дни, добавив приметы времени – мобильные телефоны, компьютеры и ноутбуки, но в целом, за исключением некоторых деталей, канва та же – несколько дней из жизни мальчишки Джонни Воробьёва и его друзей. Всё это время ребята пытаются остановить зловредного Тольку Самохина и его приспешников, которые вообразили себя викингами и проходу ребятишкам не дают.

С первых же кадров фильма понимаешь – перед нами всё-таки «Ералаш». Дело в том, что режиссёр картины – Илья Белостоцкий – работал в знаменитом киножурнале, где с 2001 года снял пару десятков сюжетов. Здесь такая же колористика картинки, метод съёмки, даже работа с актёрами. Дети стараются играть, а взрослые – наигрывать, нарочито показывать, что они старше. И всё было бы хорошо, но заданный формат «Ералаша» вовсе не вяжется с полнометражным фильмом, пусть и на один час. При этом сценарных огрехов нет, но растянутое повествование бросается в глаза. И не совсем понятно, на что именно режиссёр девять лет искал деньги. На нарисованную козу Липушку, которая разбивает стадо викингов? Хочется верить, что на доработку анимации, которая явно пошла на пользу картине.

«Бегство рогатых викингов» трудно поддаётся классическому рецензированию. Это фильм для детей (даже рейтинг у него ноль плюс), поэтому и оценивать его должны самые юные зрители, возможно, в этом случае и наивность актёров, и недоработки режиссёра отойдут на второй план. Молодые ребята, набранные в Тюмени, всеми силами со своей задачей стараются справиться. Да и сам Крапивин, у которого в процессе производства вышел с создателями конфликт, отмечал, что картина, в общем, получилась, и заслуга здесь как раз юных артистов из Тюмени, а не режиссёра. Крапивин также отмечал, что авторский экземпляр фильма не получил, а обижать актёров склоками с создателями он не хотел.

Так или иначе, но фильм своего зрителя найдёт. Встанет ли он в один ряд с культовыми картинами для детей, например, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» или «Приключениями Петрова и Васечкина» – большой вопрос. Но приятно, что мораль автора в «Викингах» всё же осталась – правда не всегда в силе.

На этом бы, наверное, стоило и закончить, но всё-таки художественные качества фильма – это одно, а его создание – другое. В том, что работа для детей так долго шла до зрителя – ничего, увы, нового нет. И от этой обыденности становится невыносимо печально. Поиск финансирования фильмов для детей и подростков – это настолько проблемный вопрос, что ему нужно посвятить не одно исследование. Об этом говорится уже не один год. Подвижки есть, но очень маленькие и медленные. К примеру, этот вопрос в очередной раз поднимали на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ в декабре 2018 года.

Андрей Кончаловский тогда сокрушался, что внимания детскому кинематографу недостаточно. «В Министерстве культуры есть отдельная статья, а в Фонде кино это не разделено. Я попросил бы сделать отдельный бюджет и обратить внимание на кинематограф для детей», – говорил режиссёр.

– Государству нужно иметь мужество финансировать детские фильмы на 100 процентов. Минкульт даёт часть денег, а производители не хотят вкладывать остальной кусок, – отмечал нам в интервью режиссёр Владимир Грамматиков.

Понятно, что инвесторы не всегда хотят вкладываться в такой продукт – большой риск его не окупить, поскольку публику переманили западными картинами, успешно выпуская их едва ли ни на каждой неделе. Оттого фильмы отечественного производства настолько штучный товар, что с нетерпением ждёшь их появления и идёшь смотреть. Даже невзирая на качество…

  • Опубликовано в №104 от 19.06.2019
Областная газета Свердловской области