«Паризиты»: чума на оба ваши дома

кадр из фильма «Паразиты»

Главу бедной семьи сыграл известный корейский актёр Сон Кан-хо (второй слева), многократный номинант и обладатель «азиатского «Оскара» – награды Азиатской киноакадемии. Фото: кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Чжун Хо/Кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

В кинотеатрах продолжается показ победителя Каннского кинофестиваля-2019, первого в истории обладателя «Золотой пальмовой ветви» от Южной Кореи, фильма с загадочным названием «Паразиты» Пона Чжун Хо. Картина, которая, судя по названию, как мне кажется, должна отсылать к чему-то мерзкому и ползающему, на самом деле оборачивается высказыванием о неравенстве, богатстве и бедности.

Ещё раз: никаких паразитов, в таком понимании этого слова, в работе Пона Чжун Хо нет. Даже безобидный таракан в картине появляется всего один раз и то для того, чтобы наглядно показать (и, конечно, намекнуть зрителям на что-то большее) положение, в котором живёт семья Ким – отец, мать, дочь и сын.

Они живут в подвале на окраине города, сильно бедствуют, бегают по закоулкам своей халупы и пытаются словить бесплатный соседский вай-фай; чтобы заработать, собирают коробки для пиццы. Сюжет начинает развиваться в тот момент, когда сыну – Ки Тхэку – вдруг предлагают халтуру: позаниматься английским с дочкой богатых людей. Дальше всё как по маслу – поддельный диплом, чистая рубашка, новое модное имя Кэвин, обаяние – и парень просачивается в дом к Пакам.

Паки – явные художественные антагонисты семьи Ким. У них также двое детей, они невероятно богаты, беспечные, живут на широкую ногу в огромном доме. Но хитрый Ки Тхэку в эту жизнь быстро вплетает своих родственников. Обманывая доверчивую хозяйку, он пристраивает сестру учителем рисования, папу – шофёром, а маму – экономкой. Тут-то всё и начинается.

«Паразиты» при своём гротескном начале за два часа времени побывают в совершенно разных жанрах и стилях, подчас слишком резво сменяя один на другой. Пон Чжун Хо, вынашивавший идею фильма с 2013 года, не то с шуткой, не то со всей серьёзностью отмечает, что картина сделана в жанре «пончжунхо». Здесь вам и комедия, и драма, и даже триллер с весьма неожиданной развязкой, о которой рассказывать будет не совсем корректно. Точнее будет сказать, что фильм строится по такому плану: смешно, грустно, страшно. Впрочем, грустно и страшно тут становится практически сразу – от социального неравенства, от той пропасти, на краю которой порой находятся люди.

При этом Пон Чжун Хо специально отстраняется от своего фильма. И как бы стоит рядом, показывая нам две семьи, вступившие в борьбу за пространство. Кто в итоге «паразиты»? Бедняки, так и не согласившиеся со своими статусом, «заползшие» в дом к богачам и высасывающие из них деньги для нормального существования? Или богачи, также присосавшиеся к беднякам, возложив на них всю работу и высасывающие из них остатки человеческого достоинства? А может, и те, и другие?

И главное преимущество фильма, наверное, в этом и состоит. Тут нет чёрных и белых тонов, нет правых и виноватых. Несчастные Кимы, может, претендуют на долю сострадания, но не более того, как, впрочем, и Паки, в какой-то момент ставшие жертвой обстоятельств. Пороки и страсти свойственны любым слоям общества, вопрос лишь в том, до чего можно докатиться? А Пон Чжун Хо, ведущий зрителя по социальной лестнице, показывает, что дна достичь можно очень быстро.

«Паразиты» были удостоены в Каннах 15-минутной овации. Никому в текущем конкурсе так не рукоплескали. Картина Чжун Хо, несмотря на своё фестивальное начало, очень даже зрительская, смотрится на одном дыхании. И вовсе не надо быть, например, в социальном или политическом контексте современной Кореи. Или знать в лицо звёзд корейского кино. Страна утренней свежести – лишь отдельно взятое место действия, которое словно под лупой рассматривает режиссёр. Паки и Кимы – это про современный мир, про то, что находится и рядом с нами, только очень редко мы обращаем на это внимание. Как никогда не обращает внимание богач на бедняка. «Странный запах от водителя», – говорит жене миллионер Пак. Он не знает запаха бедности и бежит от него.

Любые паразиты – часть хрупкой экосистемы. Так выходит, что и «паразиты» часть общества. Социальное неравенство будет всегда, как всегда будет несправедлив мир. Но если уж что-то менять, то начать нужно с себя, а иначе велик соблазн самому стать «паразитом».

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2019 
Областная газета Свердловской области