Кино уходит в интернет

телевизор

В онлайн-кинотеатре вы покупаете фильм, выбираете любое устройство и спокойно смотрите, в нужный момент нажав на паузу. Фото: Алексей Кунилов

Текущий июль запомнится одним важным событием: параллельно с прокатом в российских кинотеатрах состоялась совершенно легальная онлайн-премьера фильма Кантемира Балагова «Дылда», обладателя двух наград Каннского кинофестиваля-2019. Впрочем, кто следит за тенденциями в сфере онлайн-кинотеатров, вряд ли этому удивится. Виртуальные платформы с каждым годом набирают обороты: сервисы развиваются, и число зрителей неуклонно растёт. «Областная газета» разбирается, как онлайн-кинотеатры стали частью нашей жизни.

Легально, безопасно, без рекламы

Проекты, работающие на рынке легального профессионального онлайн-видео, в России стали появляться в начале «десятых». Такие сайты, например, как «Ivi», «Оkko», «Мegogo», «Tvzavr». Именно эти проекты, можно сказать, приучали российского зрителя к основным правилам пользования легальным контентом. Но несмотря на то, что некоторым проектам уже скоро будет десять лет, настоящий бум пришёлся примерно на последние три года.

Так, в апреле 2018-го, глава Минкомсвязи России Николай Никифоров, выступая с докладом на годовой расширенной коллегии министерства, заявил, что число пользователей легальных онлайн-кинотеатров в России выросло за последние пять лет в два раза – с 20 до 40 млн человек. Почему?

«Легально, безопасно, без рекламы» – так гласит «девиз» одного из сервисов. Он отчасти отвечает на поставленный вопрос. С развитием технологий, полным внедрением Интернета в нашу жизнь онлайн-кинотеатр видится логичной частью нашего досуга. Крайне небольшая сумма за разовый показ (о ценах чуть позже), хорошее качество картинки и никакого пиратства – все онлайн-кинотеатры заключают договоры с голливудскими и российскими прокатчиками.

Посудите сами, вечерний просмотр фильма у себя дома превращается в обычный, если так можно выразиться, кинопоказ. Вы покупаете картину, выбираете любое устройство и спокойно смотрите, в нужный момент нажав на паузу. Зачем, по сути, рыскать по просторам Интернета за пиратской копией? Сэкономить 99 рублей? Чтобы в итоге нарваться на пару-тройку вирусов, отсмотреть массу рекламы, маяться со звуком и картинкой? Такие пиратские лазейки сейчас, уж, простите, моветон.

У меня есть, а у тебя – нет

Ещё один ответ на вопрос о нарастающей популярности онлайн-сервисов кроется в эксклюзивном контенте. Интернет-кинотеатры выкупают права на сериалы (чаще всего) или фильмы и показывают их только у себя. Примеров множество, начиная от самого популярного проекта последних лет «Игры престолов» и нашумевшего «Чернобыля» и заканчивая отечественными сериалами.

Часть проектов и вовсе снимают для конкретного сервиса, а иногда при его финансовой поддержке. Яркий пример – платформа «ТНТ Premier». С августа прошлого года там вышло сразу несколько сериалов, в итоге отмеченные российскими наградами, получившие массу положительных отзывов, – «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо», «Год культуры», «Мёртвое озеро». Эти сериалы можно посмотреть только на платформе. До конца года там же эксклюзивно покажут две отечественные картины, побывавшие в конкурсе «Кинотавра», – «Грозу» Григория Константинопольского и «Верность» Нигины Сайфуллаевой.

Новый сериал Бориса Хлебникова «Шторм», как и предыдущий – «Обыкновенная женщина» - также выйдет только на стриминговой платформе.

А, например, сервис «Amediateka» специализируется на показе сериалов от HBO. Два года назад она получила необходимый статус и теперь премьеры телесети показывают в России одновременно с США.

В мае этого года издание РБК сообщало, что в ближайшие 12 месяцев онлайн-кинотеатр «Ivi» готов инвестировать в производство собственного контента до 1 млрд рублей. В частности, гендиректор видеосервиса Олег Тумановотмечал, что привлечь новую и удержать существующую аудиторию можно, выпуская собственные уникальные проекты.

Действительно, онлайн-кинотеатры привлекают к сотрудничеству лучших сценаристов, режиссёров, актёров, чтобы получить максимально качественный продукт. Мотивация простая: тут зритель в прямом смысле голосует рублём. Подписка платная, и оправдать её можно именно таким путём. За массовые, проходные сериалы никто платить не будет.

Десять рублей в день

Теперь давайте о деньгах, потому что за любой контент всё же надо платить.

– Прирост числа зрителей опровергает заблуждения, что российский человек не готов платить за пользование контентом. Наши люди готовы платить за удовольствие, но разумные деньги, потому что здесь пока вопросы возникают к цене, – заявляет заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.

В прошлом году совокупная выручка российских онлайн-кинотеатров, по оценке независимого консалтингового агентства «ТМТ Консалтинг», выросла на 45 процентов, до 11 млрд рублей. А ещё за год до этого платная модель монетизации впервые обогнала рекламную. То есть потребитель не хочет смотреть рекламу и платить чуть меньше, он хочет заплатить больше, но за своё же время и комфорт.

Сколько же стоит смотреть фильмы в онлайн-кинотеатрах? На каждом сервисе по-разному: от 99 рублей за один просмотр и до 600 рублей за месяц. Средняя цена 130–300 рублей – за эти деньги вы получаете месячную подписку, доступ ко всему контенту без рекламы. У многих из них есть льготный или бесплатный период пользования.

Если разделить эти деньги на 30 дней, получается не так уж и много – по десять рублей в день. При том, что средняя цена билета в обычном кинотеатре (по данным Фонда кино) уже несколько лет около 250–260 рублей.

Для сравнения: самый популярный в мире стриминговый сервис – Netflix (на январь 2019 года у компании насчитывалось 139 миллионов подписчиков по всему миру) можно подключить за 8 евро в месяц – примерно 580 рублей.

Друг и конкурент

Конечно, в связи с быстрым развитием онлайн-кинотеатров встаёт логичный вопрос: а что будет с обыкновенными кинотеатрами?

– С появлением онлайн-платформ многие думают, что кинотеатры умрут, – прокомментировал вопрос «Облгазеты» гендиректор сети кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин. – Думаю, нужно перезагрузиться и посмотреть на процессы по-другому. Может, кинотеатры вступят в коллаборацию с онлайн-платформами. Может быть, будем повышать качество кинопросмотра. Это, кстати, мировой тренд. Нужно улучшать комфорт самого зала, ставить удобные, функциональные кресла.

В данном случае классические кинотеатры скорее не конкуренты, а старшие друзья. Владимир Петелин добавляет: «Давно, когда появилось кино, все решили, что театров больше не будет. Когда появились первые видеокассеты, то говорили, что не будет кинотеатров».

Если обратиться к посещаемости кинотеатров (опять же данные Фонда кино), с 2013 по 2017 год наблюдался прирост зрителей – со 189 до 235 млн в год. В 2018 году был спад – 208,6 (но это всё равно больше, чем в 2013, 2014, 2015 годах). Однако не надо забывать, что в прошлом году наша страна проводила чемпионат мира по футболу и несколько месяцев люди в кино не ходили.

Но самое главное, что, пожалуй, всё же остаётся некая разница в подходах: классические кинотеатры – формат досуга. Это, скажем так, выход в свет, семейное времяпрепровождение, поход выходного дня. Онлайн-кинотеатры чаще заменяют людям телевидение, массовые телепродукты, от которых со временем устаёшь. И здесь телевидение становится уже не другом, а конкурентом.

Осталось, конечно, проработать все механизмы борьбы с пиратством, обезопасить подобные сервисы от копирования, ведь онлайн-киноиндустрия, по сути, в России ещё только начинает своё развитие.

  • Опубликовано в №126 от 19.07.2019 
Областная газета Свердловской области