«Бык»: лучше в прошлое?

Кадр из фильма "Бык", реж. Борис Акопов

Режиссёр отмечает, что на роль Быка было два претендента. "Но Юра всё же был глубже, у него в кадре включалась не только органика, но ещё и какая-то философия", - говорит Борис Акопов. Кадр из фильма "Бык", реж. Борис Акопов

В прокат вышел фильм Бориса Акопова «Бык», удостоенный Гран-при на 30-м «Кинотавре». В очередной раз зрителям предлагают вернуться в конец 90-х годов прошлого столетия, чтобы попытаться понять всю трагичность и противоречивость того времени и, наверное, сделать выводы. Но какие?

Ещё до выхода в прокат «Бык» уже заставил говорить о себе. Фильм весьма неожиданно победил на «Кинотавре» (ещё один приз – за операторскую работу), затем взял награду на крупном МКФ в Карловых Варах. При этом это пусть полнометражный, но всё равно дебют Бориса Акопова, в котором, по сути, не задействовано известных актёров. Не выиграй фильм на одном из главных фестивалей страны – ещё неизвестно, как бы сложилась его прокатная судьба. Дело тут вовсе не в качестве самой картины – не великая тайна, что часть фильмов даже из конкурсной программы, к примеру, «Кинотавра» до проката не добирается вовсе. Да и та, что добирается, собирает весьма небольшие деньги.

Но вот «Бык» в прокате. На экране 1997 год, Подмосковье. Главный герой – Антоха Быков, собственно по кличке Бык, (Юрий Борисов) пытается ужиться в новом времени с новыми законами. Юноша бледный со взором горящим рулит небольшой криминальной группой, дерётся на «стрелках», решает вопросы, громит рынки. Параллельно он опекает свою маму, младшего брата и маленькую сестрёнку, влюблён в Таню-парикмахершу (Стася Милославская) и где-то глубоко мечтает о «свободе без решёток». И, наверное, хочет мира, но вокруг буря.

«Бык» предворяется титром «основано на реальных событиях». Вот эти самые «реальные события» и окружают Антоху Быка, а вместе с ним и зрителей. Все мельчайшие детали (отличная работа художников) «лихих 90-х» собраны в одно яркое полотно. Борис Акопов будто перемотал на плёнке видео, умело снятое 22 года назад, и показал его нам. Можно сказать, что это одновременно и достоинство, и недостаток фильма. Дескать, а что нового-то в этом? Бритые головы, спортивные костюмы, бандиты, перестрелки, наркотики, грязь и мрак. Каждый второй зритель вздохнёт, закатив глаза: ну опять про 90-е.

Фото: Кадр из фильма "Бык", реж. Борис Акопов

Но это не ностальгическая картина. Борис Акопов старается уходить от соблазна романтизировать происходящее на экране. Скорее наоборот, от тех реалий становится местами страшно, местами откровенно противно. Хочется отвернуться, закрыть глаза, но понимание того, что ещё 22 года назад выстрелы на улице нередко звучали, а шприцы в туалете были делом обычным, заставляет оставаться сидеть всё-таки с открытыми глазами. Акопову в 97-м году было 12 лет. Его отец тогда работал в Балашихе следователем и рассказывал о вещах гораздо более жёстких. Оттого, может, происходящее в фильме кажется всполохами воспоминаний, местами по-детски наивными, но зато личными, а не отрытыми в других фильмах.

И эти воспоминания – не о главном герое «потерянного поколения 90-х». Антоха Бык хоть и наделён обаянием, волей и внутренним стержнем, не позволяющим скатиться до самого дна, но, например, он не похож на Данилу Багрова. Бык идёт на поводу у времени, становится буквально его заложником и понимает, что у него нет смысла сопротивляться. Да и выбора иного нет. Оттого он так опекает младшего брата и сестру, понимая, что новое время, возможно, принесёт им другую жизнь. А у 22-летнего Быка есть небольшое прошлое, настоящее, где болит сердце от кардиомегалии и нет будущего. Он в какой-то степени олицетворяет страну, оставшуюся на перепутье и не знающую, куда идти дальше. Оттого ближе к концу фильма в его глазах появится тоска, а за ней грусть. Он явственно понимает, чем для него кончится дело. И в этом смысле Антоха Бык, как и его товарищи, такой же атрибут времени «лихих 90-х», как песни «Ласкового мая», растянутые свитера и полароидные снимки.

Юрий Борисов в роли Быка
Юрий Борисов в роли Быка Фото: Кадр из фильма "Бык", реж. Борис Акопов

Дебютный фильма Бориса Акопова получился картиной-эмоцией, призванной вызвать разные реакции у смотрящего. Большая заслуга здесь, кстати, Юрия Борисова – уже в каких-то кругах известного актёра, но пока без главный ролей. Ну вот первая – сразу сильная, цельная и искренняя. А также заслуга оператора Глеба Филатова. Это тоже его дебютная работа в большом метре и тоже весьма и весьма удачная. Но за этими реакциями что кроется? От всего увиденного внутри прокидываешь мостик от 90-х к «нулевым», но делает ли это режиссёр? Фильм получился отдельно снятым эпизодом последней декады XX века, с отдельно взятым героем, местом, событием, но, кажется, не идёт дальше. Недавнее прошлое тут не очень-то связывается с настоящим. Наверное, новичку можно простить «зарисовку на тему…». Но очень уж глубокие бередит она раны… За атмосферой затуманился смысл возвращения на 22 года назад, а также попытки дать свою оценку произошедшему. Какой бы она ни оказалась.

«Нужно, чтобы зритель решил для себя, о чём фильм»

Перед выходом фильма в прокат режиссёр Борис Акопов представил свою картину в Ельцин Центре, где ответил на вопросы зрителей и корреспондента «Облгазеты». К слову: Борис Акопов человек довольно интересной судьбы. Дело в том, что в восемь лет он был принят в Московскую академию хореографии. По окончании хореографического училища работал в московских театрах, и в частности в Большом. Затем резко сменил свою профессию, поступил во ВГИК (мастерская Эшпая и Фенченко). Дипломный короткометражный фильм «Рай» получил в 2016 году приз за лучшую режиссуру на международном студенческом фестивале ВГИК. А первый полнометражный – главный приз «Кинотавра».

– Такая тема была выбрана по одной простой причине – в те годы я начал формироваться как человек, – пояснил режиссёр. – Все мои воспоминания, весь «я» начинался тогда. Когда выбирал тему, вдруг понял, что нужно вернуться в прошлое, чтобы понять, кто я есть на сегодняшний день. Все мы родом из детства. Я даже посвятил фильм своим родителям.

– Вы не боялись браться за конкретно эту тему? 90-е всё-таки вызывают очень неоднозначную реакцию.

– А что бояться? Не думаю об этом. Волков бояться – в лес не ходить. Мне многие говорят про разные параллели с другими работами про 90-е, но я даже сериал «Бригада» не смотрел. И я бы решительно хотел избегать того, чтобы меня призывали к ответу: а о чём фильм? Нужно, чтобы зрители решили для себя.

– Вам задавали вопрос о том, что ваш фильм схож с «Братом»?

– А насколько они похожи? Время похоже. Но не более. Я люблю творчество Балабанова, но «Брат» и «Брат 2» не мои любимые фильмы у него. Я не возвожу Данилу Багрова в культ. И, кстати, если бы был фильм про 90-е, который мне искренне нравился – не снимал бы свою картину.

– Ваш герой – Бык. Откуда он взялся?

– Был прототип, но в общем это собирательная конструкция. Если говорить о скелете, отправной точке, то был у меня сосед в Балашихе. Он был старше, у него также была одна мама, не было отца – похож на Быка. А в картине есть мальчишка, брат Тани Вася. Он говорит, что хочет стать как Антоха. Так вот этот Вася – моё зеркало. Его, кстати, было больше в картине. На сценарном уровне фильм был сделан больше его глазами. Через его призму. Но в итоге решили сделать не так.

– А как возник актёр Юрий Борисов? Он безусловно большая удача для фильма.

– Замечательный артист! Я сразу представлял такого человека, когда писал сценарий. Он попал на пробы в первый же день. Я даже не поверил, что такое бывает. Так хотел его, и вот – он пришёл. Всё было хорошо, но потом вдруг его агент позвонил и сказал, что Юра не может. Ну мы продолжили работу… Через какое-то время Юра вдруг сам мне перезвонил и сказал: «Я в себе роль рощу, а ты меня не берёшь!». Я удивился очень, говорю: «Это не я тебя не беру, а твои агенты». В итоге Юра разобрался со своим расписанием и снялся. Это просто судьба!

– Ещё одна большая удача – оператор Глеб Филатов.

– Мы снимали с ним первую короткометражку, с которой я закончил институт. Мы просто нашли друг друга. Знаете, найти хорошего оператора – это как найти жену. Надеюсь, что мы с ним ещё поработаем.

  • Опубликовано в №151 от 23.08.2019
Областная газета Свердловской области