В «Порту» – как в жизни: в прокат выходит новый фильм Александра Велединского в «Кейптаунском порту…»

Александр Робак

Александр Робак сыграл сразу две роли: себя в 1945 году (на фото – справа) и в 1996-м, спустя 51 год. Фото: Дмитрий Тишаков/Компания Renovatio Entertainment

В кинотеатрах начинается показ нового фильма Александра Велединского «В Кейптаунском порту…». Долгожданная работа режиссёра, сценарий которой он вынашивал 22 года, получилась настоящим кинороманом: несколько времён, героев и сюжетных линий. Корреспондент «Облгазеты» посмотрел картину, которая в Екатеринбурге – в кинотеатрах «Гринвич Синема» и «Пассаж Синема» – вышла на два дня раньше официальной премьеры.

«В Кейптаунском порту…» – первая киноработа Александра Велединского после громкого и успешного «Географа». Прошло практически пять лет с момента выхода картины по роману Алексея Иванова. Три из них режиссёр делал новую картину. Такой сложный проект требовал не только средств и времени, но и моральных сил. Всё же не просто браться за сценарий, который пролежал почти 20 лет: поменялось время, изменился и сам режиссёр.

Да и была во всём этом опасность, авантюра. Таких картин в отечественном кинематографе, наверное, и нет. Сам Велединский в интервью отмечал, что часть продюсеров просто отказывалась от работы над таким сложным проектом. Но в конечном счёте, не пристало большому мастеру бояться быть непонятым. Но стоила ли игра свеч?

Ну, а теперь, как говорится, следите за руками и лучше не отвлекайтесь. История начинается в 1945 году, когда на Сахалине случайно встречаются три бывших фронтовика – Пахан, Салажонок и Морячок. Завязывается неловкая потасовка, заканчивающаяся перестрелкой. Они все ранены, но все в итоге выживут. И каждый – с большой уверенностью, что два других участника погибли. Тут, на Дальнем Востоке, их пути разойдутся, кажется, навсегда. Но их судьбы теперь неразрывно связаны, несмотря даже на разные континенты.

По сути, это большой клубок, из которого Велединский будет плести три основные нити, чтобы в итоге соединить их в причудливый узор. Следующий кадр – 22 июня 1996 года. Все события пройдут в этот день. В день летнего солнцестояния, который издревле сопровождался ритуалами. «Считалось, что силы Света изгоняют нечистую силу. Кто победит, добро или зло – решалось в этот день», – такой титр предваряет вторую часть картины.

И вот мы узнаём, чем занимаются фронтовики. Морячок (Сергей Сосновский) живёт в Севастополе, поправляет здоровье в больнице и в итоге сбегает «в последнюю самоволку» на берег Чёрного моря. Салажонок (Владимир Стеклов) – известный драматург, ставит пьесу в театре, готовится к гастролям и скучает в огромной квартире в Санкт-Петербурге. И, наконец, Пахан (Александр Робак) уже умер и говорит с экрана в… Кейптауне, где записал видеообращение к своим наследникам. И теперь нам предстоит узнать, как они будут связаны спустя 50 лет.

Владимир Стеклов
Невероятная актёрская игра Владимира Стеклова. По сюжету, после окончания войны он стал драматургом, и написал пьесу «В Кейптаунском порту» по воспоминаниям тех событий. Фото: Александр Адамов/Компания Renovatio Entertainment

Это всего лишь четвёртая полнометражная работа режиссёра. И в неё он вложил всё своё мастерство. Каждый актёр стоит на своём месте. Удивительно, но можно для себя заново открыть 71-летнего Владимира Стеклова, с невероятным надрывом играющего стареющего драматурга. А также Юрия Кузнецова, Евгения Ткачука, Александра Робака.

«В Кейптаунском порту…» – это, в первую очередь, произведение искусства. Масштабное полотно, на которое ушло много сил и времени. Поэтому к фильму подходят сразу три определения.

Во-первых, перед нами – фильм-роман, со своим миром, со своей историей. Но не эпопея. Скорее, сага. Крепкий, «выдержанный» сценарий здесь виден. Если убрать все элементы кино, то, наверное, «В Кейптаунском порту…» можно легко представить самостоятельным литературным текстом, который с упоением будешь читать до конца. Велединский и начинал-то как сценарист (одна «Бригада» чего стоит). При этом такой замысловатый сюжет – не полная выдумка. Подобная история произошла с отцом Александра Велединского на войне. И когда-то он рассказал её сыну. Отец часто напевал песню, строчки которой и легли в заглавие – «В Кейптаунском порту, с пробоиной в борту…». В фильме её напевает Морячок.

Эта же литературная основа, как и мастерство режиссёра, плотно удерживает зрительское внимание. Все три части никак не рассыпаются, фильм, как большой корабль, уверенно держит курс, бесконечно передвигаясь между Сахалином в 1945-м и Санкт-Петербургом-Севастополем-ЮАР в 1996 году. Не то детектив, не то триллер, не то трагикомедия заставляет нырнуть в картину с головой, вилять по лабиринтам историй, натыкаясь на детали для разгадки. И хоть фильм и идёт два часа, но вовсе не кажется затянутым. Бесконечные перескоки вполне добавляют динамики.

Во-вторых, перед нами притча. Каждый разговор героев – попытка вернуться в прошлое, чтобы понять настоящее. С каждой из этих сцен ты всё глубже и глубже погружаешься в судьбы Морячка, Пахана и Салажонка. Всё больше понимаешь, как связало их Время – ещё один действующий герой. Всё на свете связано, и нет ничего случайного: пуля, гильза, детский стон. Хочешь что-то сделать – подумай о последствиях.

И, наконец, «В Кейптаунском порту…», при всех особенностях, фильм философский. Задающий риторические вопросы и, конечно, не отвечающий на них. А какие могут быть ответы? Кто победит – добро или зло? Какую сторону выбрать? Картина до краёв наполнена драматическими ситуациями, в которых человек особенно остро ощущает, как легко одно сменить на другое. А ещё простую истину: если есть зло – значит, есть и добро.

– Велединский для меня режиссёр номер один. Мне всегда хочется с ним работать, – рассказывал в интервью «Облгазете» Робак. – Он очень редко и выборочно снимает кино. Это очень серьёзная и сложная работа, к которой Саша шёл 20 лет. Он писал сценарий, искал средства. После фильма «Географ глобус пропил», который был оценён по заслугам, он смог наконец-то приступить к этой работе. Фильм снимался и в Москве, и в Крыму, и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и непосредственно в Кейптауне – ездили в ЮАР.

«Все наши знания, прошлые, настоящие и будущие, – ничто по сравнению с тем, о чём мы никогда не узнаем», – скажет в конце один из героев.

На этом режиссёр поставит точку.

  • Опубликовано в №155 от 29.08.2019
Областная газета Свердловской области