Россия выдвинула «Дылду» Кантемира Балагова на премию «Оскар»

Кадр из фильма «Дылда», Реж. К.Балагов

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за «Оскар» поборется картина Кантемира Балагова «Дылда». Фото: Кадр из фильма «Дылда», Реж. К.Балагов

Российский оскаровский комитет принял решение выдвинуть на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» картину Кантемира Балагова «Дылда». Председатель комитета режиссёр Владимир Меньшов на заседании сказал, что фильм выбран и комментариев никаких не будет…

Оскаровский комитет России – структура крайне загадочная, процедура выбора – крайне туманная. В итоге классическое: комментариев не будет. Удивлён ли кто-то? Найти что-то внятное по составу комитета, принципам, по которым наша страна выдвигает тот или иной фильм – невозможно. Вроде бы туда входят около 30 человек – это влиятельные режиссёры и продюсеры. Есть упоминания, что это - Никита Михалков, Павел Чухрай, Алексей Учитель, Сергей Сельянов, Александр Сокуров, Карен Шахназаров, Александр Роднянский

Наверное, они что-то обсуждают, жарко спорят, взвешивают все за и против. По крайней мере хочется в это верить. Никогда мы не узнаем ни лонг-, ни шорт-листы, из которого выбирали победителя. К слову, даже Нобелевский комитет раскрывает имена номинантов спустя 50 лет… Может, нужно столько же подождать?

Поэтому мы, зрители, наверное, никогда не узнаем, была ли реальная гонка в голосовании между «Войной Анны» Алексея Федорченко и «Дылдой» Балагова. Большие ли шансы были у «Быка» Бориса Акопова, «Братства» Павла Лунгина или, как сообщают «Ведомости», «Т-34» Алексея Сидорова.

Можно, конечно, поразмышлять о потенциальных шансах других картин. Лично я очень болел за Алексея Федорченко. «Война Анны» – безусловно, один из лучших фильмов последнего десятилетия, отлично срежиссированный. Мощная работа о времени, о войне, о человеческой судьбе. И уж простите за столь неловкий плюс – более понятная на Западе.

«Бык» – работа интересная, но вряд ли способная убедить киноакадемию. У Бориса Акопова как режиссёра большое будущее, но на «Оскар» ему рано. Да и 90-е в России – тема локальная. «Братство» Павла Лунгина (кстати, в 1990-м его «Такси-блюз» выдвигали от России) про войну в Афганистане также не кажется самой сильной работой режиссёра и идеальным вариантом представлять страну на премии.

«Т-34»? Это, если честно, вообще кажется едва ли не шуткой. Да, картина отлично сделана визуально, но по своей сути всё равно остающаяся «игрой в танчики». Это больше похоже на кинокомикс, усиленно избегающий атрибутов войны.

Но выбор сделан. «Дылда» – вторая режиссёрская работа 28-летнего Балагова, выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. История разворачивается в 1945 году в послевоенном Ленинграде, где две подруги – Ия (вот её все и называют Дылда) и Маша – вернувшись с фронта, стараются обрести себя в мирной жизни…

Фильм Балагова был представлен в официальной конкурсной программе «Особый взгляд» 72-го Каннского кинофестиваля, где получил сразу две награды: приз за лучшую режиссуру и приз FIPRESCI (федерации кинопрессы) с формулировкой «За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме». Картина также участвовала в фестивалях в Теллурайде, Торонто, Сан-Себастьяне, Лондоне, Нью-Йорке. Немаловажный плюс – американский прокат. «Дылду» покажут в Америке в начале 2020 года, есть уже международный прокатчик. Следовательно, у зрителей и критиков будет реальная возможность ознакомиться с картиной до премии «Оскар».

«Дылда» – картина в общем камерная, местами эмоциональная, метафоричная. История про постфронтовые травмы не новая как для нашего кинематографа, так и для всей нашей истории. В основе – книга нобелевского лауреата по литературеСветланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Послеблокадный Ленинград снят хорошо, актёры играют на уровне, но по ходу всего фильма не покидает ощущение какой-то отрешённости от реальности. «Дылда» хоть и затрагивает реальную и больную страницу истории страны, но не похожа на саму эту страницу.

На события почти 75-летней давности Кантемир Балагов смотрит, безусловно, через свою оптику и со своими кинематографическими средствами, которые перекрывают боль людей и перетягивают внимание не себя.

Сложно сказать, как оценит её комитет «Оскара». Наверное, шансы на попадание сначала в длинный список, а потом в короткий у картины и правда есть (сама церемония награждения пройдёт 9 февраля 2020 года). По крайней мере у фильма присутствуют необходимые плюсы. Призы на западе – есть, имя режиссёра – знакомо. Как и имя главного продюсера – Александра Роднянского. Плюс международный прокат. Примерно в такой же ситуации был в 2016 году венгерский дебютант Ласло Немеш. Его работа «Сын Саула» триумфально победила в Каннах, а потом и на «Оскаре».

И вот во всём этим видится другой момент. А когда в прошлом году выбирали «Собибор» – у него тоже всё это было? Международные награды? Американский прокат? Чем руководствовался комитет в прошлый раз?

Сейчас «Дылда» опередила «Войну Анны». Наверное, в условиях законной конкуренции. Правильный это выбор или нет – мы не узнаем. Главное, чтобы было из чего выбирать. В конечном счёте мир не сходится на одной конкретной премии, пусть и престижной.

Роль самой Дылды исполнила Виктория Мирошниченко. Это её дебютная работа в большом кино Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДЫЛДА», РЕЖ. К.БАЛАГОВ
  • Опубликовано в №176 от 27.09.2019 
Областная газета Свердловской области