Победители "России": "На фестивале в Екатеринбурге мы чувствуем, что всё не зря"

Режиссёр Наталия Гугуева получает награду за фильм "Кто такой этот Кустурица", 2013 год. Фото: пресс-служба фестиваля "Россия"

Режиссёр Наталия Гугуева получает награду за фильм "Кто такой этот Кустурица", 2013 год. Фото: пресс-служба фестиваля "Россия"

В преддверии юбилейного фестиваля "Облгазета" связалась с победителями "России" разных лет. Документалисты рассказали, за что ценят наш киносмотр.

Наталия ГУГУЕВА, главный режиссёр документального кино «Первого канала», лауреат "ТЭФИ". Обладатель Гран-при "России" за фильмы "Кто такой этот Кустурица" (2013) и "Форсаж. Возвращение" (2016). 

- Каждый фестиваль имеет своё лицо. Екатеринбургский фестиваль "Россия" для меня - это прежде всего зрительский фестиваль. Когда я о нём говорю, я вспоминаю лица зрителей. Многие из них берут отпуска, отгулы на период очередного фестиваля. Знают и помнят все фильмы любимых ими режиссёров, чьи работы прошли в конкурсе много лет назад. Пожалуй, у меня не было ни одного фестиваля, чтобы я приехала из Екатеринбурга без подарков от зрителей. Приятно, что они знают и помнят обстоятельства создания твоих фильмов, анализируют твои творческие поиски от картины к картине. Наиболее ценным для меня, помимо двух Гран-при, является приз зрительских симпатий за дебютный фильм "Форсаж" в 2001 году.

Один из ярких для меня историй, когда три года назад во время фестиваля я ехала в такси с кем-то из не очень знакомых мне людей. И таксист рассказывал им о том, как смотрел на фестивале "Россия" когда-то давно фильм "Форсаж", какое он произвёл на него и на зрителей впечатление, и ещё добавлял какие-то неточности о фильме. Я стала его поправлять, а он злился и не соглашался со мной. И не согласился даже тогда, когда я объявила, что являюсь режиссёром "Форсажа". Настолько ему была дорога своя версия истории его создания и показа на фестивале. Он даже год создания и показа фильма отстаивал свой! 

Галина АДАМОВИЧ, режиссёр, член белорусского Союза кинематографистов, многократный лауреат фестиваля "Золотой Витязь". Обладатель Гран-при "России" за фильм "Инокиня" (2010). 

- Я поступила в институт учиться на режиссуру документального кино в 1989-м году, это как раз спустя год после основания фестиваля "Россия", так что, можно сказать, мы росли вместе с фестивалем. За эти 30 лет и фестиваль менялся, и я, и время. Именно в Екатеринбурге я увидела многие документальные фильмы, которые стали событиями в кино. Именно в Екатеринбурге, я лично познакомилась со многими российскими режиссёрами. Приезжая на российский фестиваль, я всегда говорю себе: «Это не твой праздник! Здесь свои режиссёры, своё министерство культуры, свое финансирование, свои критики. Не жди призов!» Тем удивительнее бывает получать в России призы, и даже главные. Это всегда сильные эмоции. А пожелать любимому фестивалю я хотела бы молодости и обновления! 

Татьяна СКАБАРД, режиссёр, сценарист. Режиссёр программы "Острова" телеканала "Культура", лауреат премии "ТЭФИ". Обладатель Гран-при "России" за фильмы "Всё проходит" (2015) и "Последний парад "Беззаветного"" (2017). 

- Последний раз я была на фестивале в Екатеринбурге в 1999 году. По состоянию здоровья у меня нет больше возможности приезжать, но я по-прежнему в нём участвую. Он недаром называется "Россия" - это единственный документальный фестиваль в стране такого масштаба, куда в таком количестве приходит зритель. Тогда, в 1999-м, меня это поразило. Люди сидели в проходах! На других фестивалях, поверьте, бывает фикция - сидят три члена жюри, фильмы крутятся при пустом зале. А в Екатеринбурге, видимо, очень любят документальное кино, и, мы режиссёры, чувствуем, что всё было не зря. 

В 1999 году я привезла на фестиваль фильм "Лакримоза" о Микаэле Таривердиеве. Тогда мне не дали никакого приза, но ко мне подошли две женщины - они были педагогами, и сказали: "Вам не присудили награду, но вручаем вам свой приз, потому считаем эту картину лучшей..." Это было тяжёлое время, голодное. Женщины рассказали, что они продали вазу, что-то ещё и купили мне коробку конфет и украшение на шею. Я помню, что заплакала, не хотела брать... Это было так трогательно. 

Я низко кланяюсь Екатеринбургу и вашим зрителям. Передавайте всем от меня большой привет. Фестивалю я пожелаю хороших работ, чтобы он не обманул надежды зрителей. И режиссёров хороших побольше - чтобы они не исчезали, не гнались за деньгами, работали на совесть и от души. 

Евгений СОЛОМИН, режиссёр, лауреат премии "Лавровая ветвь" и других. Обладатель Гран-при "России" за фильмы «Глубинка 35 х45» (2009) и "Отец и сыновья из Кротово", совместно с В. Соломиным (2018). 

- Кинофестиваль "Россия" для меня очень значим. С ним связана большая часть моей жизни. В первой половине 90-х я ещё не занимался кино, но уже знал о нём. С фильмами ездил в Свердловск мой отец Валерий Соломин. И показывал свои работы в компании таких кинематографистов с большой буквы, как Лев Рошаль, Леонид Гуревич, Юрий Шиллер, Артавазд Пелешян. Помню, вернулся он с фестиваля, где показывал свой блестящий фильм «Образ неувядаемого времени». Я спрашиваю: «Как успехи?» Он отвечает – «лучший короткий метр». «А почему только лучший короткий метр, а Гран-при кто получил?» Отец говорит: «Да вот, дали одному армянину – ловко монтирует, хорошо и талантливо клеит». Речь шла об Артавазде Пелешяне и его фильмах «Конец» и «Начало»!

Все говорят об удивительном зрителе в Екатеринбурге. Это так – зритель сформирован замечательный. И произошло это благодаря работе организаторов фестиваля. Но я бы отметил ещё и определенный круг кинематографистов, который ездит на фестиваль. Так, например, я познакомился на фестивале с людьми, с которыми дружу уже много лет. Всех не буду перечислять. Назову Витю Аслюка, выдающегося белорусского документалиста, и Иру Корманнсхаус, эксперта и популяризатора русского документального кино. Вот даже сейчас Ира кипятит чайник и заваривает облепиховый чай в сибирской тайге, куда мы поехали вместе на рыбалку и за грибами. А вчера мы набрали с ней 10 вёдер опят.

Все говорят об удивительном зрителе в Екатеринбурге. Это так – зритель сформирован замечательный. И произошло это благодаря работе организаторов фестиваля. В том числе Георгия Негашева, директора фестиваля, и Инне Демежко, куратора программ. Фестиваль без них просто немыслим. Именно их труд, их эстетические и этические взгляды на документалистику формируют высокий уровень фестиваля «Россия». Очень важно, что фестиваль сохраняет традиции и пропагандирует советскую и российскую авторскую документалистику, и придерживается классических представлений о том, что есть хорошо и что есть плохо в документальном кино.

Областная газета Свердловской области