Александр Емельянов: «Экспонат, который хранит тепло рук, не заменят никакие технологии»

Александр Емельянов

Александр Емельянов рассказывает об экспонатах музейно-выставочного центра «Дом Поклевских-Козелл». Так, второе снизу ружье было подарено полковнику Ананию Шулькевичу императором Александром II. Фото: Алексей Кунилов

Александр ЕМЕЛЬЯНОВ в мае был назначен генеральным директором Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера (сокращенно – СОКМ). В его ведомстве теперь огромное «хозяйство» – 18 филиалов в девяти населенных пунктах Свердловской области. О первых впечатлениях, решениях, планах на ближайшее время корреспондент «Облгазеты» Пётр КАБАНОВ поговорил с новым руководителем крупнейшего на Урале музея.

«Такое бывает раз в жизни»

– Александр Вячеславович, начнем с личного. Вы помните, когда первый раз оказались в Свердловском краеведческом музее?

 – Я помню несколько моментов. Думаю, что первый раз был еще в детском саду. Мы с папой ходили. Помню здание собора Александра Невского в Зеленой Роще, где тогда располагался Свердловский областной краеведческий музей, помню пушку рядом с ним. Такие впечатления, с одной стороны, яркие, с другой – весьма смутные, но в памяти как-то отложились. Поэтому можно сказать, что мой путь в краеведческий музей начался давно (смеется).

– Обычно историей, музеями, как раз «заболеваешь» в детстве.

 – В общем, да. Мой путь в эту сферу был закономерен. С самого детства я увлекался военной историей, играл в солдатики, в «войнушку», как тогда говорили. Но всегда хотелось узнать что-то большее. Поэтому не просто занимался какими-то игрушками, а старался еще и читать о знаменитых полководцах, великих битвах прошлого. Постепенно интерес укрепился, я пришел в Екатеринбургский военно-исторический клуб «Горный щит» и в итоге, после школы, сделал осознанный выбор – поступил на Исторический факультет Уральского государственного университета. Там я сформировался как исследователь, как музейщик. Вся дальнейшая карьера так или иначе уже была связана с историей.

– И в итоге пришли работать в Свердловский краеведческий музей. После назначения вы сказали: «Это большая ответственность. Но от такого предложения не отказываются».

 – Конечно. Это крупнейший музей не только в Свердловской области, но вообще в Уральском регионе. По количеству филиалов, сотрудников и фондов. У нас порядка 750 тысяч единиц хранения. Огромное хозяйство, огромная работа, опытный коллектив. Поэтому это и большая честь, и большое доверие, и большая ответственность. Нужно, чтобы музей работал еще профессиональнее. Чтобы ставились и реализовывались новые амбициозные цели. Чтобы мы были номером один не только по объемам и количеству экспонатов, но и по уровню музейного дела. Во всех смыслах. Конечно, такое предложение бывает раз в жизни. Для настоящего музейщика, настоящего историка это может быть только мечтой – попасть в то место, где ты каждый день соприкасаешься с живой историей и можешь реализовать свои идеи. Поэтому я не долго раздумывал, когда мне поступило такое предложение.

Александр Емельянов
Александр Емельянов. Фото: Алексей Кунилов

– Но опасения были?

– Я достаточно давно в музейной сфере. Уже всякое видел, поэтому страха не было. Некоторые опасения, конечно, присутствовали, но в целом я с большим удовольствием включился в эту работу.

«Идол когда-нибудь будет известен так же, как Мона Лиза»

– 23 мая вы приступили к работе в музее. Что сделали в первую очередь?

 – Сразу пришлось решать несколько задач. Меня поразило большое количество серьезных мероприятий в музее и с его участием. Сначала была «Ночь музеев», затем вручение медали Н. К. Чупина, открытие научно-практической конференции к юбилею Д. Н. Мамина-Сибиряка, выступление на межрегиональном форуме музейщиков. Причем уровень мероприятий меня приятно удивил.

И Свердловский краеведческий музей действительно большой. Со стороны, может, так и не кажется. Но наша география – от Туринска до Полевского, от Артей до поселка Пышма. Колоссальная территория и огромное количество людей. Нужно со всеми познакомиться, везде побывать. Я еще не до конца успел это сделать. Может, еще процентов на семьдесят. Очень серьезный блок работы. Познакомиться нужно не только с сотрудниками филиалов, но и с представителями местных администраций. Важно, чтобы мы не стояли особняком, а вписывались в культурное пространство разных территорий.

Ну и хозяйственная работа. Где-то пошел дождь и крыша протекла. Кажется, что музей это все красиво, все хорошо, но немалую часть работы руководства отнимают хозяйственные дела. В это надо постоянно включаться и вовремя решать подобные вопросы. Иначе они отразятся уже на посетителях.

– Областное хозяйство большое. Там есть лидеры или отстающие?

– Я сделал некоторые наблюдения. Например, очень понравилось в Алапаевске, где два наших филиала – Музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» и Дом-музей Петра Чайковского. Приятно было отметить, что сотрудниками ведется серьезная исследовательская и музейная работа, а в музее Чайковского коллектив знает не только историю, но и прекрасно разбирается в музыке, некоторые сами играют на музыкальных инструментах. Вообще, если говорить о наших филиалах, то стоит отметить огромную увлеченность людей. Они вкладывают всю душу в любимое дело. Многое держится на их энтузиазме, на их контактах с местными жителями. Это здорово.

В Екатеринбурге свои особенности. Есть свои лидеры, площадки, которые привлекают больше посетителей. Есть музеи, которые должны стать более узнаваемыми. Нужно их раскрутить. Это еще одна стоящая передо мной задача. Все наши филиалы должны активно включаться в общее дело, а не жить обособленно. Ведь у нас одна цель – сохранение исторической памяти.

– В Екатеринбурге восемь площадок. И какие из них нужно сделать более узнаваемыми?

 – Вот я вам скажу – Музей истории плодового садоводства Среднего Урала – сад Казанцева. Вы знаете, где он находится?

– Я там был, но понимаю, что многие даже приблизительно не знают.

 – Да. Или, например, многие знают Дом культуры имени Дзержинского, но не догадываются, что это часть краеведческого музея. А там еще находится легендарный Шигирский идол, но далеко не все горожане знают о его местонахождении. А это же центр Екатеринбурга – Ленина, 69/10. Наша задача – повысить узнаваемость, рассказать и показать самые интересные вещи.

Александр Емельянов
Александр Емельянов. Фото: Алексей Кунилов

– При этом Шигирский идол станет одним из символов 300-летия Екатеринбурга.

 – Это хорошо, что такой артефакт выбран одним из символов юбилея города. Уникальный объект культурного наследия, его нередко сравнивают с египетскими пирамидами, со Стоунхенджем. Это поразительный экспонат и очень важно, чтобы о нем знали. Возможно, когда-нибудь он будет известен так же, как Мона Лиза.

– Мы, кстати, в газете еженедельно ведем проект, посвященный программе «Достояние Среднего Урала». Что бы вы отнесли в эту категорию?

– Дайте подумать. (После паузы)… Шигирский идол однозначно. Было бы не патриотично его не назвать (улыбается). Второе – Уралмаш. В целом комплекс. И завод, и район, и архитектура – все вместе. Назову еще Уральский федеральный университет. Вуз формирует науку и культуру нашего края, задает определенные тренды. Без него невозможно представить Урал. И, конечно, – Усадьба Расторгуевых – Харитоновых. Интереснейшее место для Екатеринбурга со всеми его историями и легендами – от приезда Александра I до Дворца пионеров.

«Будущее за синтезом классического музея и современных технологий»

– Мы разговариваем с вами в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл». Почти через дорогу – Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Чуть дальше – «Эрмитаж-Урал». Недалеко Музей истории Екатеринбурга, Ельцин Центр. Высокая конкуренция. Ощущаете, что идет борьба за аудиторию?

– Здоровая конкуренция есть и всегда была. Особенно это показательно на таких крупных акциях, как «Ночь музеев», когда все соревнуются: кто подготовит самую интересную программу, больше привлечет гостей. Екатеринбург хоть и крупный город, но поток посетителей все равно ограничен. За него музеи и борются. А с этим растут и узнаваемость, и доходы. Конкуренция должна быть, чтобы мы не стояли на месте, понимали, что коллеги всегда где-то рядом, поджимают. Поэтому, чтобы даже просто сохранить позиции, нужно серьезно работать. В любом деле конкуренция – это залог новых достижений.

– Людей все больше привлекают современные технологии. Но «заигрывать» с ними иногда опасно. Вам лично какой подход ближе – классический, традиционно музейный или смотрите в сторону технологического будущего?

– Действительно, есть несколько подходов, которые в конечном счете сводятся к ответу на вопрос, что главнее в музее: экспонат или посетитель? Мне кажется, что истина где-то посередине. Надо стараться совместить оба подхода. Классический музей, с одной стороны, хорошо, с другой – посетителя нужно привлечь в него, и не один раз. Нужно, чтобы он пришел во второй, в третий. Чтобы появилась культура взаимодействия музея и гостя. И для этого необходимо искать новые формы, новые технологии. Но одно не исключает другого. Будущее за синтезом классического музея и современных подходов. Если удастся это красиво совместить, то музей только выиграет. Понятно, что технологии очень быстро меняются и моментально устаревают, поэтому здесь надо искать баланс. И еще многое зависит от музейщиков, которые смогут грамотно все подать и вовлечь посетителя в музейное пространство. Но в центре должен быть объект, экспонат, который мы сохранили. Который хранит историю и тепло рук людей прошлых поколений и эпох. Это самое главное, и это не заменят никакие технологии.

– Уже есть понимание, в сторону каких тем будет двигаться Свердловский краеведческий музей в ближайшее время?

– Есть определенные наметки. Из глобальных тем – юбилей Екатеринбурга, который будет отмечаться в следующем году. Тем более что крупнейшая коллекция экспонатов, связанных с историей города – с начала XVIII века и до сегодняшних дней, – в нашем музее. Очень много интересного. Конечно – царская тема. В следующем году будет 105 лет с момента гибели Царской семьи.

– Прочитал на сайте музея, что вы ездили поздравлять с 90-летием Александра Николаевича Авдонина – человека, нашедшего место сокрытия останков царской семьи. Как он себя чувствует?

– 90 лет – серьезный возраст. Он уже около десяти лет на пенсии, но мы активно поддерживаем с ним общение. В день рождения ездили к Александру Николаевичу на дачу, поздравляли его вместе с коллегами, с его соратниками. Ему важно знать, что дело, начатое им, продолжается. Он, конечно, удивительный человек. В 90 лет сохраняет ясность ума. Большое счастье, что мы имеем возможность общаться с такими титанами.

«Во Франции мы десять дней копали окопы»

– У вас персональный интерес к Первой мировой войне. В музее на эту серьезную тему что-то планируется?

– Думаю, что мы обязательно коснемся этой темы, потому что в скором времени будет 110 лет с момента начала Первой мировой войны. Для меня лично интересна история наших, уральских частей, которые формировались в Екатеринбурге и отсюда уходили на фронт. Это Оровайский, Анапский полки, 5-й Особый пехотный полк, который сражался во Франции. Можно будет сделать интересный выставочный проект о судьбах уральцев, служивших в этих полках. Подобрать в наших фондах и частных коллекциях фотографии, артефакты, связаться с потомками участников войны, сделать каталог. Первая мировая – одно из ключевых событий отечественной истории. И мировой тоже. Величайшая трагедия, которая изменила все. Мир после нее стал другим.

Александр Емельянов
Александр Емельянов. Фото: Алексей Кунилов

–  Но в отечественной истории она в последнее время как будто в тени.

 – Она всегда была в тени. Нельзя, конечно, сказать, что ее совсем забыли, но Октябрьская революция, Гражданская война, а затем Великая Отечественная вышли на первый план. Кстати, несколько лет назад на Михайловском кладбище Екатеринбурга сотрудник нашего музея Николай Неуймин нашел могилу полного Георгиевского кавалера, подпрапорщика 195-го пехотного Оровайского полка Ивана Лопатина. Она была в очень плачевном состоянии. Этой весной мы смогли сделать новый памятник, подготовили торжественное мероприятие, пригласили на него военных историков, ветеранские организации, даже нашли дальних родственников героя. 12 июня мы открыли монумент простому русскому солдату. Это хороший повод привлечь внимание к истории Первой мировой войны.

– Вы же даже ездили во Францию на раскопки. Интересно было бы увидеть продолжение этой истории.

– Хорошая была история, спасибо, что напомнили. Это было пять лет назад. Мы ездили в экспедицию во Францию с группой поисковиков от нашей области. И попали не просто на места сражений Первой мировой войны, а именно на те поля, где сражался 5-й Особый пехотный полк, формировавшийся в Оровайских казармах, которые на улице Луначарского. Было невероятно через сто лет оказаться там, где воевали наши солдаты. И самое главное, что мы нашли останки русского воина, погибшего в апреле 1917 года. Была интереснейшая экспедиция. Обычно после поездки во Францию все рассказывают, где они были, какие достопримечательности видели, а мы рассказывали, как десять дней копали окопы (смеется). Там же мы познакомились с французским историком и археологом Пьером Малиновским. Он после этого организовал целую серию поездок и экспедиций. В частности, в Крыму, в Смоленске, в Вязьме, в Волгограде. Ближайший проект у нас связан с Бородино. В планах у Пьера собрать потомков русских и французских генералов 1812 года, чтобы привести их на Бородинское поле. Проект пока отложен по понятным причинам, но думаю, что когда-нибудь мы к этой теме вернемся.

Досье «ОГ»: Александр Емельянов родился 16 ноября 1973 года. Окончил исторический факультет Уральского государственного университета, а также Уральский государственный экономический университет по специальности «Финансы и кредит». В прошлом – экс-глава Музея военной техники УГМК. Член Общественной палаты Свердловской области. Также возглавляет Региональное отделение Российского военно-исторического общества. За последние десять лет в числе прочего получал премию Правительства РФ в области туризма.

  • Опубликовано в №119 от 08.07.2022
Областная газета Свердловской области