Уход от рэпа, ностальгия по 80-м и прорыв Zivert, Билли Айлиш и Тимы Белорусских: музыкальные итоги 2019 года

музыкальные итоги 2019 года

В конце уходящего года различные музыкальные сервисы подводят итоги, называют самых популярных артистов, самые запоминающиеся треки. «Областная газета» разбирается, чему отдавали свои предпочтения россияне.

Рэп сдал позиции

Подводя итоги прошлого года, мы говорили о том, что музыкальную индустрию захватил рэп. Элджэй, Jah Khalib, Feduk, Miyagi & Эндшпиль - все они находились в чартах прошлого года и были крайне популярны в России. В 2019 году рэп не исчез из мира российской музыки, но его концентрация и популярность стали гораздо ниже, а в лидеры вырвалась танцевальная поп-музыка.

Так, абсолютным прорывом года можно назвать американскую певицу Билли Айлиш, которой только недавно исполнилось 18 лет. Она не обладает какими-то выдающимися вокальными данными, но её треки звучали на протяжении года практически из каждой колонки, а сама певица купается в лучах славы. Её первый студийный альбом «WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO?» стал самым популярным иностранным релизом года по версии сервиса «Яндекс.Музыка», а сама Билли была признана лучшей иностранной исполнительницей. Феномен её, скорее всего, именно в свежих, интересных аранжировках. Послушайте песню «Bad guy», и у вас в голове непременно ещё несколько дней будет играть этот незамысловатый, но такой заедающий мотив из припева.

На российской эстраде эта тенденция также нашла своё отражение. Лучший российский исполнитель по версии «Яндекс.Музыки» – Тима Белорусских, его же альбом «Твой первый диск – моя кассета» был признан лучшим российским альбомом. Молодой белорусский исполнитель стал появляться в российских чартах ещё в прошлом году, но в 2019-м он действительно совершил огромный прорыв. Тимофей Морозов (настоящее имя артиста) берёт не глубиной своих текстов, смысловой нагрузки в его песнях крайне мало, не какими-то потрясающими вокальными способностями, а именно музыкой. Его треки, говоря молодёжным языком, «качают», на его концертах люди просто отрываются под бодрые биты.

Прорывом года (и по версии «Яндекс.Музыки», и по версии VK и BOOM) стал исполнитель JONY, а группой года – HammAli & Navai. Очень похожие по своему звучанию исполнители, которые используют в своих треках этнические мотивы, а также довольно энергичную танцевальную музыку, что, опять же, вписывается в концепцию уходящего года.

В десятку самых популярных треков по версии «Яндекс.Музыки» вошли песня Артура Пирожкова (Александр Ревва) «Зацепила» и «Грустный дэнс» группы Artik & Asti и Артёма Качера. Всё также приходится констатировать, что музыкальная составляющая композиций в 2019 году брала верх над смысловой и вокальной.

И при всех новых течениях и тенденциях неизменным остаётся попадание в чарты рэп-исполнителя Jah Khalib. Именно он стал «Выбором пользователей – 2019» по версии «BOOM» (в прошлом году его альбом «E.G.O.» был признан самым популярным).

80-е снова в моде?

Нельзя не сказать и о другой тенденции. В прошлом году, анализируя российский музыкальный рынок, мы отмечали, что в тренде было омоложение. Вторую (если не третью) молодость переживали Дмитрий Маликов, Филипп Киркоров, Николай Басков. У всех же в памяти до сих пор сохранились их молодёжные треки и современные клипы?

В 2019-м тренд был совершенно противоположный: молодые артисты отдавали дань прошлому и обращались в своих песнях к 80-м, 90-м годам. Началось всё с Димы Билана, который внезапно выпустил клип «Про белые розы». На традиционную для 80-х музыку Билан наложил строчки из разных песен тех времён, и в итоге получился вполне себе самостоятельный трек. Вслед за ним к музыке прошлого обратились Сергей Лазарев («Лови») и Макс Барских («Неземная»). С чего вдруг у современных поп-исполнителей появилась такая тяга к прошлому, сказать сложно. Возможно, это связано с потребительскими пожеланиями – клип «Про белые розы» собрал 7 миллионов просмотров, клип «Лови» – 8,6 миллиона, клип «Неземная» – 11 миллионов. И это меньше чем за полгода!

На фоне такого подъёма ретро-музыки «выстрелила» певица Zivert (самая популярная российская исполнительница по версии «Яндекс.Музыки»). Юлия Зиверт выпустила свою первую песню – «Чак» – два года назад, но особого успеха тогда добиться не смогла. Зато в 2019 году исполнительница совершила настоящий прорыв. Её треки «Life», «Credo», «Зелёные волны» не просто стали популярными, а сделали певицу узнаваемой во всей стране. И это при том, что свой первый сольный концерт она дала лишь в ноябре 2019 года в Москве. Zivert умудрилась уловить обе тенденции 2019 года. К примеру, её трек «Зелёные волны» напрямую уносит слушателей в 80-е годы (ретро-клип композиции с мультипликационным енотом в главной роли собрал уже 18 миллионов просмотров), а песни «Life» и «Credo» как раз имеют ту самую музыкально-танцевальную составляющую.

Как мы видим, музыкальные тенденции и течения меняются очень быстро не только в России, но и во всём мире. Поэтому чего ждать от 2020 года в музыкальной сфере, предсказать очень сложно.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №238 от 25.12.2019 
Областная газета Свердловской области