«Старый Новый рок» отправили в историю

Евгений Горенбург

Фото: Павел Ворожцов

Фестиваль «Старый Новый рок» состоялся и завершился на площадке Ельцин Центра. Место и время по-своему получилось символичное. Создатель и бессменный директор фестиваля Евгений Горенбург если и не повторил дословно вслед за первым президентом «Я устал, я ухожу», но по сути получилось то же самое.

Нынешний фестиваль со сцены несколько раз назывался юбилейным двадцатым, что не совсем, вернее, совсем не верно. Даже если вести отсчёт от концерта 2000 года, когда группа Евгения Горенбурга «ТОП» представила в Театре юного зрителя свою пластинку «Школьный альбом», то получается девятнадцатый. Но строго говоря, название «Старый Новый рок» тогда возникло уже постфактум, а формат фестиваля появился только через два года.

В любом случае благодаря Евгению Горенбургу уральская столица получила фестиваль, который на два десятилетия заполнил пробоину, образовавшуюся после кончины Свердловского рок-клуба.

Старый Новый рок 2019
Фото: Павел Ворожцов

Все жанры, кроме скучного

Одно из самых неблагодарных занятий — это спорить о том, что есть «рок», а что «нерок». По мне так граница здесь пролегает вовсе не в сфере компетенции музыкальных критиков. Когда-то тренер Эдуард Малофеев ввёл никому не понятный термин «искренний футбол», так же и здесь — чем больше искренности и обнажённого нерва, тем это больше цепляет. Когда исполнитель изо всех сил стремится показать, как ему больно, только для того, чтобы его пожалели, это и есть «попса». В строгие формулировки этого не облечь, это на уровне ощущений.

И нынешний фестиваль, конечно же, порадовал исполнителями искренними по самой высокой планке. Причём не только на главной площадке, где собралось больше всего зрителей, но и на двух других. К примеру, шикарно отыграли свою программу коллектив под названием «OQJAV» (специально для тех, кто может затрудниться в прочтении, даём расшифровку – «Окуджав»). На главной площадке стоит отметить группы «Джин» с мощным женским вокалом, театрализованное действо от «Magical marginals», драйвовых «Coperniquo», приехавших из Зальцбурга, родины Моцарта.

Старый Новый рок 2019. Coperniquo
Фото: Павел Ворожцов
Старый Новый рок 2019. Magical marginals
Фото: Павел Ворожцов

И, конечно же, группу «Куплю волосы». На мой взгляд, если бы место в финале «Старого Нового рока» не было занято песней про то, как Соня любит Петю, там должен был бы прозвучать одноимённый хит этой группы: «Куплю волосы, вставлю зубы, гуталином не буду больше мазать губы». А что, самоирония — качество полезное. Да и песня на самом деле очень глубокая. О том, что бывает в жизни «двадцать лет спустя».

Полночь. Говорит Владимир Владимирович

Ярких выступлений было действительно немало, но, пожалуй, одно из «самых» – то, как лидер группы «Авангард Леонтьев» Алексей Шестаков… заполнял вынужденную паузу, пока клавишник тщетно пытался запустить свой закапризничавший инструмент. Это был такой блистательный пример импровизации, что если кто в этот момент отвлёкся на приятную беседу в соцсетях, мог и не сообразить, что к чему. Клавиши в итоге так и не завелись, и Шестаков исполнил свою программу под одну лишь гитару, ни единым движением не показав, что «что-то пошло не так». Тут Паганини впору вспомнить, сыгравшего на одной струне так, что этого никто не заметил.

Старый Новый рок 2019. лидер группы «Авангард Леонтьев» Алексей Шестаков
лидер группы «Авангард Леонтьев» Алексей Шестаков. Фото: Павел Ворожцов

Невероятно, но факт. До нынешнего фестиваля «Чайф» на «Старом Новом роке» не выступал. Да, Шахрин, было дело, выступал в роли Деда Отмороза, а Бегунов был его верный помощник Заец Шаловливый Палец. Но тут есть логичное объяснение – у «Чайфа» практически одновременно с фестивалем возник свой проект – «Зимняя акустика», и негоже легендам появляться на сцене дважды за короткий срок.

Но кому, как не этому легендарному и самому долгоиграющему коллективу свердловского рока, выступать в завершении фестиваля с двадцатилетней историей. И «Чайф» свою миссию выполнил по-честному, исполнив свои хиты разных лет, а также несколько каверов тех музыкантов, которые по разным причинам на «Старом Новом роке» так и не выступили.

И ровно в полночь, всё почти так же, как и две недели назад по телевизору. Правда, на этот раз Владимир Владимирович речей не говорил, а просто поздравил всех присутствующих с наступившим старым Новым годом.

Старый Новый рок 2019, Александр Ф, Скляр, Ва-банкъ
Фото: Павел Ворожцов

…Наш последний и решительный

Евгений Горенбург уже несколько лет регулярно заявлял, что очередной «Старый Новый рок» будет уже точно последним, так что на этот раз в какой-то мере сработал эффект пастушка, который постоянно кричал «Волки! Волки», а когда волки действительно пришли, ему уже никто не поверил.

Пожалуй, было бы красиво, если бы в финале фестиваля тот же Горенбург вышел и сказал: «Всем спасибо, нынешний фестиваль был последним». Грусть, печаль, слёзы… А так получилось, что «последнесть» превратилась в банальный пиар-ход, призванный стимулировать продажу билетов. Это как в истории с корейским салатом, которую поведал со сцены Шахрин. Никто его не ел, но стоило сказать, что это рецепт Виктора Цоя, как морковку смели моментально. Вот что значит маркетинг.

Опять же есть доля лукавства в словах Горенбурга о том, что русский рок ушёл в историю, а стало быть, туда же должен отправиться и фестиваль. По этой логике уже не должно быть ни оперных, ни джазовых фестивалей, один только рэп… ну и шансон, который в России живее всех живых. Но к счастью, это не так.

На самом деле причина закрытия фестиваля «Старый Новый рок» лежит на поверхности — после того как Евгений Горенбург и его команда освоили более масштабный формат «Уральской ночи музыки», рок-фестиваль стал для них пройденным этапом. Да, несколько из почти сотни площадок будут и дальше ориентироваться на рок-музыку, и группа «ТОП» снова споёт свою «Маленькую бензоколонку», но это уже будет не то. Лично я при всём огромном желании послушать как молодых, так и легендарных рокеров выберу скорее площадку под балконом Оперного театра.

В любом случае Евгению Горенбургу большое спасибо за то, что «Старый Новый рок» был в нашей жизни. А сейчас – как там у «Машины времени»? «И каждый пошёл своею дорогой, а поезд пошёл своей».

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №005 от 15.01.2020
Областная газета Свердловской области