От пекаря до великих композиторов: Баховский фестиваль восстановит «династийные» связи

Тарас Багинец

Тарас Багинец в рамках фестиваля также отправится с концертами в область, где сыграет на передвижном органе. Фото предоставлено Свердловской филармонией

Сегодня на сцене Свердловской филармонии открывается IX Международный Баховский музыкальный фестиваль – Bach-fest. В столице Урала выступят лучшие органисты и ансамбли Европы, в течение месяца мы услышим несколько премьер и новых интерпретаций великой музыки Баха и его современников. Но главное, в этом году Bach-fest «восстановит» династийные связи: в концертах музыка Иоганна Себастьяна будет соседствовать с творениями его детей – искусных сочинителей и виртуозов. О программе фестиваля мы побеседовали с его основателем и арт-директором Тарасом БАГИНЦОМ.

– Тарас, фестиваль пройдёт уже в 9-й раз — можно смело говорить, что это музыкальный форум с богатым опытом, своей историей. Как за это время Bach-fest развивался, какие акценты появились?

– Если говорить про первые годы, то нам необходимо было понять, сколько концертов сделают фестиваль полноценным – и с программной точки зрения, и с исполнительской, потому что Бах был очень разнообразным композитором, писал во множестве разных жанров… Да, мы ставили себе с самого начала целью популяризацию музыки Баха, а это значило – познакомить слушателей с какими-то базовыми произведениями, и вместе с тем, поднимать новые музыкальные пласты — ещё не игранные здесь. Может, оптимальными были бы три концерта, а может, тридцать… Со временем стало ясно, что золотая середина – 8 выступлений в течение месяца.

И ещё для нас очень важно, что Bach-fest полностью проводится на средства слушателей — что они оставили в кассе, то и будет в распоряжении фестиваля.

Основная часть концертов Баховского фестиваля пройдёт на сцене Свердловской филармонии. Ещё два запланированы в Каменске-Уральском и Асбесте. Фото: Фото предоставлено Свердловской филармонией

– Как за эти девять лет выросла публика — не в плане количественном, а по части восприятия этой, скажем прямо, непростой музыки?

– Сегодня сформировалось уже определённое ядро слушателей, которые приходят на каждый фестиваль, а некоторые и на каждый концерт Bach-fest. Многих в зале я в прямом смысле уже узнаю в лицо. Но при этом Баховский фестиваль — это хороший повод для тех, кто ещё не был в филармонии, для тех, кто только планирует сюда заглянуть, посмотреть, что тут вообще делается. И новичков достаточно. Как мы определяем нового слушателя? Для музыкантов это не секрет — по тому, хлопают ли между частями (смеётся).

– Всегда было интересно, исполнителей это раздражает?

– Ну вы знаете, мы к этому относимся как к должному — с этим ничего не сделаешь. А начинать концерт с ликбеза — тоже как-то не совсем правильно. Хотя кое-где я видел в фойе даже свод правил, одним из которых было не хлопать между частями. Называется — дослушал, смотри на окружающих — если хлопают, значит и тебе пора (улыбается). Музыканты в основном относятся с пониманием к этим аплодисментам. И если наша цель популяризация, это даже радует. Это значит, к нам дошли новые люди, и наша задача их удержать — чтобы они пришли во второй, в третий раз. И глядишь — раз на десятый уже будут хлопать там, где нужно.

– В этом году темой фестиваля вы выбрали музыку семьи Баха. Читала, что после смерти Иоганна Себастьяна его какое-то время вспоминали исключительно как отца Бахов-младших…

– Вообще семья Бахов много столетий была музыкальной. Только самый-самый первый пращур этой семьи был пекарем, а все остальные – музыканты. Поэтому для Германии фамилия Бах была синонимом слова «музыкант». У нас на фестивале больше будет произведений его второго сына Карла Филиппа Эммануила. Он был очень известным композитором, прекрасно реализовавшим свой талант, и действительно, если сравнить, какие позиции при жизни занимали отец и сын — сын добился большего. Но время всё расставило на места, и сегодня ценность музыки Иоганна Себастьяна намного больше для мировой музыкальной культуры. В целом музыка его сыновей очень достойная, поэтому и будем играть её на концертах. Также мы услышим произведения старшего сына – Вильгельма Фридемана и сочинения Иоганна Кристиана - сына Баха, который учил Вольфганга Амадея Моцарта.

– Есть в программе концерт под названием «Бах и соперники» — это тоже о родственниках композитора?

– Нет, этот концерт выбивается из общей «династической» концепции — мы решили посмотреть на жизнь Баха с другой стороны. Ведь несколько раз Иоганн Себастьян участвовал в конкурсах на престижные места органиста в разных городах и церквях. Кроме того, нередко Бах вступал в конфликты со своими коллегами — на музыкальные темы и не только. Поэтому нам было очень интересно сравнить музыку Баха с сочинениями его соперников. Кстати, Бах не всегда выходил победителем из этих конкурсов, поэтому, возможно, кто-то откроет для себя новые имена… Где как не на Баховском фестивале это делать?

– Как правило, главным событием Bach-fest всегда был концерт в день рождения композитора – 21 марта. Какой сюрприз готовите в этот день?

– В нынешнем году в этот день в Екатеринбурге выступит главный органист самой большой протестантской церкви нидерландского города Харлем Йос ван дер Коой. Это мастер с мировым именем, а нидерландская школа в общем-то одна из крупнейших органных школ Европы. Так сложилось во многом за счёт того, что в Нидерландах сохранились прекрасные образцы барочных органов. Они были и в Германии, но эта страна часто страдала из-за войн – в бомбардировках погибло множество инструментов. Часто бывают ситуации, когда на севере Германии, где-нибудь в Бремене, проводится мастер-класс, а потом, чтобы посмотреть на исторический орган — музыканты садятся в микроавтобус и едут в Нидерланды… В церкви святого Бавона, где играет наш нидерландский гость, установлен уникальный инструмент мастера Кристиана Мюллера,созданный в 1738 году. А когда играешь на таких органах, быстрее приходишь к пониманию этой музыки.

Что касается других зарубежных исполнителей, то я бы на месте слушателей обязательно обратил внимание на концерт французского ансамбля старинной музыки Nevermind. Это один из топовых мировых коллективов, выступающих в стиле барокко. Мы услышим квартет – скрипку, гамбу, флейту и клавесин. Подобные программы в большом зале филармонии ещё не делали – да, в некоторых концертах использовали клавесин, но чтобы он звучал весь вечер, да ещё и в сопровождении инструментов того времени… Солировать на клавесине будет молодая звезда – Жан Рондо.

– Это тот самый эпатажный музыкант, которого часто сравнивают с рок-звёздами, который никогда не выступает во фраке, а частенько и вовсе выходит на сцену босиком?

– Верно, хотя босиком он играет далеко не всегда (улыбается). Он любим во всём мире. Буквально за несколько дней до концерта в Екатеринбурге он будет играть сольный концерт на клавесине в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке, куда приглашают только всемирно известных музыкантов. В этом зале такой концерт, кстати, тоже был в новинку – там более популярны фортепианные, а не клавесинные вечера. Мы очень ждём выступления Жана Рондо и его ансамбля Nevermind – думаем, оно надолго нам запомнится.

– Вообще, когда речь идёт о клавесине или органе – многие себе представляют абсолютно академическую, крайне сдержанную исполнительскую манеру – от того считая, что на таких концертах может быть скучно. Я помню одно из ваших выступлений в области – на передвижном органе. После концерта слушатели очень удивлялись, что орган может быть «танцующим» инструментом, они уловили у вас даже джазовую манеру, казалось бы в традиционном материале. Как считаете, от особенной подачи музыки много зависит?

– Безусловно. Если артист пресный, публика отреагирует соответствующе. Другое дело, что баховская музыка сама по себе не может быть скучной или нудной. Артисту нужно приложить какие-то титанические усилия, чтобы испортить музыку Баха. Но это не значит, что исполнитель не привносит в неё что-то своё, свои эмоции. Ведь что такое музыка? Это ноты – какие-то кружочки, чёрточки. И пока музыкант не вложит в рождающийся звук свою эмоцию, записанная в нотах музыка так и останется мёртвой графикой. И только вместе с личным отношением музыканта, с его сердцем, дыханием эта графика становится осмысленными звуками, интересной музыкой. Для меня музыка – как разговор людей, со своими акцентами, обобщениями, логикой, построением фраз и, самое главное, идеей, которую хочешь донести до собеседника. И нам, музыкантам, нужно сделать всё возможное и невозможное, чтобы этот разговор получился интересным.

Тарас Багинец. Фото: Фото предоставлено Свердловской филармонией

Справка «ОГ»:

Баховский фестиваль продлится с 1 по 27 марта. Семь концертов пройдёт на сцене Свердловской филармонии. Ещё два выступления в рамках Bach-fest состоятся в области – 20 марта в Каменске-Уральском, 22 марта в Асбесте. В этих филиалах филармонии арт-директор фестиваля, органист Тарас Багинец и «первая скрипка» Уральского молодёжного симфонического оркестра Ольга Федотьева представят музыку семьи Бахов.

  • Опубликовано в №37 от 01.03.2019 под заголовком «От пекаря до великих композиторов: Баховский фестиваль восстановит «династийные» связи»
Областная газета Свердловской области