Эммануэль Ондре: «Проект нового концертного зала Свердловской филармонии – просто мечта»

Эммануэль Ондре

Эммануэль Ондре уверен, что новый зал Свердловской филармонии станет заметной точкой на музыкальной карте Европы. Фото: Владимир Мартьянов

Свердловскую филармонию посетил Эммануэль ОНДРЕ – доктор музыковедения, известный эксперт, директор департамента концертов и спектаклей Парижской филармонии. Он проводил встречи, на которых рассказывал о работе главной концертной организации столицы Франции и вместе со свердловскими коллегами моделировал будущее нового концертного зала уральской филармонии. «Областная газета» встретилась с господином Ондре, чтобы подробнее узнать, какая, на его взгляд, концепция подошла бы новому залу.

– Для меня большое удовольствие быть в Екатеринбурге, – начинает наш разговор Ондре. – Ваш город очень энергичный. Вообще, часто замечаю такую деталь – в индустриальных городах много инвестируют и вкладывают в культуру. И понятно, что над этим нужно много работать. Несколько месяцев назад я встречался с Александром Колотурским в Париже, а до этого был в ноябре в Санкт-Петербурге на Культурном форуме, где мы и познакомились. На форуме я занимался вопросом сравнения развития филармоний в вашей стране. Тогда и понял: Свердловская – одна из самых динамично развивающихся во всей России. А когда я увидел фотографии проекта нового концертного зала, то сказал себе: «Грандиозно, это просто мечта!»

– У вас богатый опыт по организации концертов, сейчас вы занимаетесь формированием программы в самой известной французской филармонии. Однако подобные приглашения для вас – новый вызов?

– Я занимался программами в нескольких крупных залах, в том числе в «Плейель» (один из самых больших залов XX века. – Прим. «ОГ»), но каждое новое место – вызов для меня. Моя задача – найти общий язык с командой Свердловской филармонии. Бюджет, организация – это важно, но для меня всё-таки музыка должна выходить на первый план. Если говорить про новый зал, то очень важно задаться вопросом: каким образом классическая музыка будет жить рядом с такими направлениями, как джаз и даже поп? Новый концертный зал Свердловской филармонии, по моему мнению, может быть местом соединения и размышления над музыкой. Если программа нового концертного зала будет составлена грамотно и достойно, то зал реально станет местом притяжения для публики, который будет стремиться к чему-то новому.

– То есть самое главное, скажем так, не зацикливаться только на классике?

– Я придерживаюсь такой мысли: если в программу концертного зала «подмешивать» что-то к классической музыке, то это обращение в сторону слушателя. Это важно для развития. Есть же такая методика: вставили в программу концерт ведущего исполнителя и всё, успокоились. Это устарело. На это нужно смотреть уже с другой стороны. Если мы выйдем на улицу и зададим вопрос жителям Екатеринбурга: а что вас должно привлечь в новый зал? Мы столько услышим разных ответов! В этом плане новый зал – огромная возможность сделать что-то новое в музыкальном мире. Если возвращаться к программе, то есть два подхода. Про первый мы уже говорили, есть и второй – фестивальный. Думаю, что за вторым подходом будущее. Это настоящая мини-вселенная, которая открывает новые горизонты.

– В этом и есть основное отличие в плане формирования программы, например, Парижской филармонии от российских?

– На самом деле, в этом и есть вопрос – можно ли в Екатеринбурге сделать такой же тип программы, как и в Париже. Можно ли также работать с публикой? Например, Рене Мартен предложил организовать в Екатеринбурге фестиваль «Безумные дни». Но! Проходит он иначе, чем в Нанте. Мы не можем просто взять за основу те же методики и переложить на ваши реалии. Тут же дело в том, что это разные культуры, разный менталитет… Возможно в России было интересно предложить людям прийти в новый зал вне концерта – к примеру, позаниматься музыкой на любительском уровне. Почему бы и нет?

– В центре Парижа, наверное, не так остро стоит проблема, как заполнить зал. Ваша задача, скорее, бесконечно предлагать людям что-то новое. За счёт чего программный директор добивается успеха?

– Никто никогда не уверен, что он заполнит зал. Ни в каком месте. Тут должны работать две структуры – программный отдел и маркетинг. Если эти две структуры хорошо между собой взаимодействуют, то воплотится в жизнь мечта организатора. Всегда, когда ты делаешь какую-то программу, мечтаешь о полном зале. В успехе программного директора есть три вещи: умение мечтать, быть всегда любознательным и быть храбрым. Последнее – очень важно для решения бесконечно сложных задач, которые встречаются на пути. Ну, и нужно быть открытым миру. Нужно всегда думать над концертом, над программой, которая бы запомнилась людям навсегда. Это как татуировка на теле, которая останется. В этом я вижу свою миссию.

  • Опубликовано в №82 от 16.05.2019 
Областная газета Свердловской области